"Парламентская газета", 25 октября 2004 г.Власть и народ: как наладить диалог

25 октября 2004 г.
Совет неправительственных организаций Карелии как общественный индикатор и посредник между государством и населением
Справка "ПГ"
Учредительная конференция Совета неправительственных организаций (НПО) при председателе Законодательного собрания Республики Карелия прошла 23 декабря 2003 года в Петрозаводске. В ней приняли участие депутаты, представители общественных организаций, министерств и ведомств Карелии, бизнес-структур, эксперты из Москвы и Санкт-Петербурга. Карелия - первый российский регион, создавший Совет НПО при председателе Законодательного собрания, в котором неправительственные организации могут активно привлекаться к процессу анализа и мониторинга действующего законодательства. В него вошли более 30 руководителей некоммерческих общественных объединений и объединений бизнеса Республики Карелия, а также более 25 экспертов - представителей федеральных, республиканских государственных органов, в том числе Конституционного суда Карелии, региональных научных и аналитических структур.
Совет неправительственных организаций (НПО) при председателе Законодательного собрания Республики Карелия действует менее года, но первые итоги его работы уже можно подвести. О них "Парламентской газете" рассказал инициатор создания совета, председатель Законодательного собрания Республики Карелия Николай Левин.
- Для чего региональному парламенту - в данном случае Законодательному собранию Карелии - нужна такая беспокойная структура, как Совет неправительственных организаций? Раньше ведь депутаты обходились без подобных совещательных органов
- Я думаю, что это веление времени. Сейчас власть отчетливо сознает, что без поддержки общественности, бизнеса дальнейшее развитие страны невозможно; общественность и бизнес, в свою очередь, осознают свою силу и готовы на равных с властью участвовать в строительстве эффективного государства и гражданского общества. Гражданские инициативы во всем мире являются тем самым элементом "социального капитала", без которого немыслимо общественное развитие. Исследования показывают, что в странах, строящих демократию, активный экономический рост происходит именно в тех регионах, где есть традиции участия общественных объединений в управлении. Инициативы граждан позволяют создать истинную, а не формальную, "манипулятивную" демократию. Неправительственные (некоммерческие) организации служат неким посредником между государством и населением, выводя принятие управленческих решений за узкие рамки политической элиты, организуя публичный диалог по ключевым вопросам развития страны, расширяя самоуправление, утверждая активную гражданственность и ответственность людей за собственные судьбы и судьбу России в целом. Поэтому могу только приветствовать тот факт, что в нашей республике взаимодействие власти и НПО развивается по такому активному сценарию. Кстати, большую заинтересованность в такой координирующей и демократической структуре, как Совет НПО, проявили именно депутаты Законодательного собрания. Это связано с тем, что республиканский парламент накопил определенный опыт привлечения общественных организаций к подготовке законопроектов и законодательных инициатив, их обсуждению и экспертизе.
Так, ни одно мероприятие Комитета по социальной политике до настоящего времени не проходило без участия представителей общественных объединений. Только в парламентских слушаниях в декабре 2002 года "О взаимодействии государственных органов и органов местного самоуправления в решении вопросов социального обслуживания лиц пожилого возраста" участвовали пятнадцать общественных организаций.
- Какие цели ставили депутаты карельского парламента и общественность перед Советом НПО?
- Конечно, можно сказать, что главная задача - построение гражданского общества. Но это глобальная цель, к которой надо двигаться всем вместе - и власти, и общественности, и бизнесу. А для этого необходимо наладить диалог, подключить все три сектора к общественной экспертизе законопроектов, к определению приоритетов в законотворчестве, к мониторингу принимаемых социально значимых актов, отладить обратную связь. Это неполный перечень тех задач, которые мы ставим перед членами и экспертами Совета НПО. Ст. 42 Конституции республики наделяет правом законодательной инициативы "региональные (республиканские) общественные организации и региональные отделения (организации, комитеты) общероссийских общественных организаций в лице их высших руководящих органов".
- Мы говорим об общественных организациях, но специфика совета в том, что равными участниками процесса взаимодействия признаются не только власть и общественность, но и бизнес.
- Этого требует логика жизни, поскольку структура общества условно может быть разделена на три основных сектора: публично-властный (государственная и муниципальная власти), коммерческий и некоммерческий.
Но при этом ясно, что взаимодействие власти и бизнеса, бизнеса и некоммерческих структур пока четко и концептуально не определено в программе социально-экономического развития России, в том числе и в Карелии. Следует подчеркнуть, что такой подход намечается при доработке Концепции социально-экономического развития республики до 2010 года.
При этом можно быть уверенным, что именно такое общественно-государственное формирование, как Совет НПО, в состоянии структурировать этот процесс и достаточно четко анализировать проблему "социально ответственного бизнеса".
- Какие основные направления деятельности совета? Что уже удалось сделать?
- Это - анализ и мониторинг действующего законодательства; общественная экспертиза социально значимых законов, поддержка законодательных инициатив НПО, создание механизма взаимодействия власти, общественности, бизнеса и создание системы взаимной открытости.
Что касается результатов работы Совета, то в первую очередь следует говорить о республиканских целевых программах социальной направленности. По распоряжению председателя Законодательного собрания все комитеты рассмотрели этот вопрос. Обобщенный материал был предоставлен вниманию членов и экспертов Совета НПО. Было отмечено, что приоритетные социальные направления финансируются недостаточно, отсутствует общественная экспертиза в ходе их разработки и принятия. Программы зачастую не обеспечивают достижения поставленных целей по содействию социально-экономическому развитию республики из-за отсутствия механизма качественного анализа, обоснованности выбора приоритетов в финансировании, в том числе и за счет привлекаемых источников.
В результате были приняты рекомендации для правительства и Законодательного собрания Карелии, в которых предлагалось, в частности, рассмотреть вопрос о необходимости создания системы мониторинга социально значимых законов, в том числе с учетом имеющихся ресурсов научных учреждений и неправительственных организаций, а также ввести в практику работы Совета ежегодное рассмотрение вопроса об исполнении республиканских целевых программ. Одновременно было решено создать рабочую группу из депутатов и представителей НПО для выработки поправок в законы "О республиканских целевых программах" и "О бюджетном процессе в Республике Карелия", которые юридически закрепили бы возможность НПО принимать участие в разработке целевых программ.
При этом общественные организации республики обеспокоены социальными последствиями ряда законопроектов не только регионального уровня, но и общероссийского масштаба. Так, большой резонанс вызвало обсуждение столь важного для нашей лесной республики проекта нового Лесного кодекса РФ. Высокую социальную ответственность и профессиональную подготовленность продемонстрировали "Ассоциация зеленых Карелии" и Карельский республиканский совет Всероссийского общества охраны природы. Они познакомили членов совета с результатами общественной экспертизы этого документа, сделанной карельскими учеными и представителями экологических организаций. Обращение совета по этому вопросу будет в ближайшее время рассматриваться на Законодательном собрании Республики Карелия.
Однако главный результат работы совета - это поддержка взаимодействия всех трех секторов общества. Мы не собираемся делать из совета некий планирующий и прогнозирующий орган. Его миссия - стать чутким индикатором общественных процессов в нашем регионе.

Беседовал Андрей КУЛЕШОВ