"Карелия",№ 138 (1269), 7 декабря 2004 года Специальный выпуск приложения "Малый бизнес", посвященный парламентским слушаниям в Законодательном Собрании РК.

10 декабря 2004 г.
"p"Министр экономического развития Республики Карелия Александр Грищенков:
"p""Только массовое развитие предпринимательства способно возродить экономику"
"p"Можно только приветствовать, что впервые за несколько последних лет вопрос развития и господдержки малого бизнеса рассматривается в республике на столь высоком уровне. Эта проблема приобретает все большую актуальность, поскольку очевидно, что только массовое развитие предпринимательства в обществе способно по-настоящему возродить экономику, решать задачи по удвоению ВВП, поднимать благосостояние людей и решать их социальные проблемы, создавать рабочие места. По-сути вопрос стоит в создании условий для запуска механизма государственной поддержки как главной задачи государства, после чего предпринимательство будет само способно решать проблемы развития экономики, самозанятости, другие проблемы.
"p"Немного статистики
"p"- В республике действует 4350 малых предприятий.
"p"- Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях с учетом предпринимателей без образования юридического лица (20,9 тысячи человек) составляет 51 тысячу человек, или 14,4 процента всех занятых в экономике республики.
"p"- Более 11 процентов всех налоговых поступлений в республиканский бюджет формируется за счет налоговых поступлений от деятельности малого предпринимательства.
"p"- Наибольший пик инвестиционной активности наблюдался в 2003 году.
"p"- 31 процент инвестиций приходится на сферу торговли и общественного питания 26,5 процента - на строительство, 20 процентов – на промышленность.
"p"
"p"Следует признать, что нынешнее состояние развития малого бизнеса у нас, даже при наметившихся тенденциях к росту, сильно отличается от того, что есть в развитых демократических странах, где его удельный вес в экономике может достигать 50-70 и более процентов. В России сегодня существует недостаточно благоприятный фон для развития малого бизнеса: несовершенное законодательство, административные барьеры, отсутствие доступа к "длинным" и недорогим кредитным ресурсам, навязанные платные услуги и тому подобные проблемы. С одной стороны, на фоне таких условий некоторый рост малого бизнеса указывает на его необычайную живучесть и умение приспособиться к этим жестким условиям. С другой стороны, становится понятно, насколько были бы эффективны отдача и высоки темпы его роста, если эти факторы были хотя бы отчасти сняты. Нам кажется, что именно об этом сегодня и должен пойти разговор. Со всей откровенностью мы должны ответить на вопросы: насколько эффективна сегодня государственная поддержка малого бизнеса в республике и что ещё нужно предпринять для его быстрейшего роста и развития.
"p"Основу господдержки малому и среднему бизнесу обеспечивают два Закона: "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия" и "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Карелия".
"p"Государственная, в первую очередь – финансовая поддержка осуществляется в нескольких направлениях. В соответствии с инвестиционным законодательством, реальной поддержкой инвестиционной деятельности малого и среднего бизнеса является не столько получение налоговых льгот, сколько возможность получения льготных бюджетных кредитов для софинансирования инвестиционных проектов. Всего с 2002 года (начало действия механизма кредитования) прошло конкурсный отбор 16 проектов на общую сумму 319 миллионов рублей. Кредит предоставляется под одну треть ставки рефинансирования ЦБ РФ. Каждый бюджетный рубль, выданный в кредит, приносит дополнительно 1,5 рубля внебюджетных инвестиций.
"p"Основным направлением в нашей работе является финансовая поддержка малого бизнеса через соответствующие целевые программы, разрабатываемые Правительством РК и утверждаемые Законодательным Собранием РК раз в два года. Главное в программах - проекты, направленные на оказание организационной поддержки предпринимателям в консультировании, обучении, различного рода тренингах, информационных услугах через сформировавшуюся инфраструктуру, то есть предприятия и организации, специально созданные для этого. Финансовое обеспечение целевых программ осуществляется в первую очередь за счет средств республиканского бюджета.
"p"Одним из важнейших инструментов в реализации поддержки малому бизнесу призван быть "Фонд поддержки и развития малого предпринимательства Республики Карелия", созданный в соответствии с Законом РК в 1997 году, координацию работы которого осуществляет Попечительский совет. Планировалось, что одной из его главных функций станет оказание прямой финансовой поддержки при реализации малых инвестиционных проектов. С 1999 года, через целевую программу поддержки, республиканские бюджетные средства стали поступать на реализацию проектов через конкурс, экспертный совет МЭР РК и через договоры между Фондом и малым предприятием. В то время ставилась задача постепенного аккумулирования в Фонде бюджетных средств, возвращаемых от реализации проектов, - для наращивания активов Фонда в целях инвестиционной поддержки бизнеса. И эта задача выполнялась вплоть до введения Налогового и Бюджетного кодексов, после чего такая схема стала фактически невозможной, с 2002 года она перестала существовать. За этот период Фондом было накоплено 1миллион 650 тысяч рублей республиканских средств, которые сегодня составляют его основные активы. Бюджетная поддержка малому бизнесу не прекратила своего существования, но сегодня она носит чисто грантовую направленность через проекты целевой программы и выполняет задачу оказания услуг поддержки бизнесу через созданную инфраструктуру.
"p"Итак, пополнение активов Фонда за счет средств республиканского бюджета сегодня не производится, оно возможно только по линии микрокредитования на коммерческой основе и некоторых других коммерческих услуг. Фонд не прекратил кредитование малых инвестиционных проектов, но теперь, без поддержки средств бюджета и при малых активах Фонда, оно свелось к минимуму: выделение средств на очередной проект идет только после возврата средств от реализации предыдущих проектов.
"p"Очевидно, что создалась тупиковая ситуация. С такими активами Фонд практически не может выполнять функции широкой финансовой поддержки бизнесу. И речь идет не только о прямой кредитной поддержке. Фонд не в состоянии выступать инструментом гарантий, не может компенсировать предприятиям часть кредитной ставки по банковским кредитам, оказывать широкую поддержку через лизинг. Увеличение активов Фонда как государственного некоммерческого учреждения через бюджет республики также невозможно. Практически мы не можем сегодня решить одну из главных проблем развития малого бизнеса – недоступность кредитных ресурсов отечественных банков и лизинговых схем из-за природной повышенной рискованности малого бизнеса и тотального отсутствия залогового обеспечения по проектам.
"p"
"p"На уровне федерации данную проблему решили достаточно просто - Федеральный Фонд поддержки малого бизнеса перестал существовать. Сегодня и у нас в республике высказываются предложения о ликвидации Фонда как госучреждения и изъятии из него государственной доли собственности. Необходимо будет принимать какие-то решения кардинального характера.
"p"
"p"Чтобы не ошибиться в решениях, давайте ещё раз посмотрим на ситуацию с позиции тех, кто хочет начать свой семейный бизнес, у кого есть желание, профессиональные навыки, немного накопленных средств, которых все-таки не хватает для старта, - и нет достаточного залогового обеспечения.
"p"Возможности для них со стороны банковского кредитования, вследствие природной рисковости стартовой деятельности малого бизнеса, весьма ограниченны. Существует серьезный дефицит на "длинные" инвестиционные кредиты (более 3-х лет) - в общей кредитной массе они занимают до 10 процентов. Ставки для малого бизнеса высоки - 18-21 процент. Кредиты выдаются только под залог. Ни один банк сегодня не кредитует проекты частным лицам и предприятиям, находящимся на упрощенной схеме налогообложения. Банки, как кредитные организации, сдерживает также необходимость дополнительного резервирования средств при кредитовании.
"p"Существующая в республике поддержка инвестиционных проектов через механизм льготного бюджетного кредитования также имеет свою специфическую нишу. Во-первых – это способ софинансирования проектов. Кредит не покрывает полной потребности предприятия в привлечении инвестиций, необходимо изыскивать и другие каналы инвестирования. Во-вторых, условия получения кредита требуют залоговых гарантий от предприятия, а они имеются далеко не у всех. В-третьих, необходимо документально доказать достаточно устойчивое финансовое положение заемщика. Большинство частных и малых предприятий не в состоянии выполнить все перечисленные условия, что закрывает путь к кредиту.
"p"Таким образом, действующая система льготного бюджетного кредитования похожа на банковскую по уровню требований и работает только для уже существующих и действующих предприятий, имеющих залоговое имущество, устойчивое и проверяемое финансовое положение. Она не может быть распространено на предприятие, создающееся с нуля.
"p"Теоретически в республике существует институт государственных гарантий для предприятий, получающих банковские кредиты, однако за последнее время ни одно предприятие не пыталось воспользоваться предоставляемыми возможностями. Причина в том, что и здесь есть сдерживающие факторы - это необходимость предоставления залога и недостаточная надежность гарантий для банков со стороны дефицитного бюджета. Может возникнуть встречное требование банка к предприятию о дополнительном залоге...
"p"Исходя из сказанного, можно сделать вывод: в республике практически полностью отрезанными от любых финансовых рыночных инструментов остаются более 20 тысяч предпринимателей, работающих без образования юридического лица, все малые предприятия, работающие по упрощенной системе налогообложения, а также все те, кто хочет начать свой семейный бизнес.
"p"Сложившаяся ситуация требует разрешения. Все мы понимаем, что это проблема не только экономическая, но и политическая.
"p"В принципе такое решение есть.
"p"Природа и проблемы малого бизнеса везде одинаковы. Это дает нам право обратиться к опыту других стран и к опыту ближайших соседей – Ленинградской области, основанном на российском законодательстве и максимально приближенным по условиям к нашей республике.
"p"Если российское законодательство сегодня не дает нам возможность безвозвратного перечисления бюджетных средств такой структуре, как госучреждение, то Гражданский Кодекс РФ позволяет создавать государственные акционерные общества для целей реализации определенных государственных функций и вносить в уставной капитал таких обществ свои ресурсы и собственность.
"p"Именно на этой посылке основан опыт поддержки малого бизнеса в Финляндии, на основе которого вышли на решение проблемы и в Ленинградской области.
"p"Финское акционерное общество со стопроцентным капиталом государства "Финвера" играет ключевую роль в системе государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Госкорпорация специализируется на предоставлении кредитов и гарантий с повышенным риском невозврата - здесь обычные банки не работают.
"p"Стоит сказать, что при населении Финляндии немногим более 5 миллионов человек, баланс "Финвера" составляет 1,5 миллиарда евро, а численность работников по всей стране – более 400 человек. Это говорит о реальном социальном и экономическом приоритете и понимании того, что проблема поддержки требует серьезных затрат.
"p"В прошлом году Правительство Ленинградской области, изучив опыт "Финвера", создало акционерное общество открытого типа "Агентство кредитного обеспечения" со стопроцентным капиталом области. Планируется за 3 года (2003-2005) выделить 55 миллионов бюджетных средств в уставной капитал общества. Агентство уже работает и имеет положительные отзывы Правительства области. Десять регионов России уже запросили у ленинградцев их опыт поддержки.
"p"Мы пока не смогли изучить ленинградский опыт досконально, однако предложения Минэкономразвития РК и Фонда поддержки малого предпринимательства в части создания действенного механизма господдержки мы выносим сегодня на обсуждение. При этом, хотелось бы заручиться поддержкой участников слушаний не по каким-то частным вопросам, а в принципиальной схеме создания государственной акционерной кампании со стопроцентным участием республики в её капитале.
"p"По нашим предварительным расчетам, для того, чтобы Фонд мог оказывать существенный объем финансовых услуг малому бизнесу и при этом зарабатывать средства для реализации программных мероприятий такназываемой инфраструктурной поддержки бизнеса (то есть работать на принципе самоокупаемости), необходимо обеспечить Фонд уставным капиталом в виде финансовых средств (30-50 миллионов рублей) и недвижимостью (в первую очередь – здания). Финансовые средства необходимы для таких востребованных услуг, как лизинг, микрозаймы, прямые займы на реализацию инвестиционных проектов. Недвижимость и финансовые средства могут обеспечить такую функцию, как выдача поручительств предприятиям по банковским кредитам, аренда помещений предприятиям (в том числе – инновационным) на принципах бизнес-инкубаторов. Данные операции призваны формировать прибыль Фонда, предназначенную для финансирования мероприятий программы поддержки малого бизнеса. С расширением финансовой деятельности Фонда могли бы появиться новые формы поддержки бизнеса, такие, как поддержка инновационной деятельности, компенсация части процентных ставок предприятиям, компенсация части затрат по обучению предпринимателей, поддержка субконтрактации.
"p"
"p"Административные барьеры.
"p"Суть этой проблемы достаточно известна всем, кто начинал заниматься организацией своего дела. Нам кажется, что есть и понимание того, что она не может быть быстро разрешена. Её корни заложены в сложившемся жизненном укладе, в законодательстве, в ментальности людей.
"p"В республике почти два года работала межведомственная комиссия по сокращению административных ограничений в предпринимательстве. В текущем году она прекратила свое существование. На наш взгляд, этому есть несколько причин. Во-первых, аналогичная комиссия на российском уровне также "умерла". Видимо, пришло понимание того, что корень проблемы - не в административном разбирательстве, а в анализе причин создания барьеров. Причины кроются в российском законодательстве и в функциях исполнительных органов власти. Все это должно лечиться административной реформой. Во-вторых, зачастую нарушалась очень тонкая грань между административными и судебными разбирательствами, что приводило к дальнейшим конфликтным ситуациям. В-третьих, борьба должна вестись комплексно по всем направлениям. Извините за тафталогию, но административно административные барьеры не победить. Проблема по-настоящему будет решена тогда, когда предприятия, как и люди, получат полноценные "гражданские" права, когда никто, кроме суда, не будет вправе остановить (приостановить) их работу.
"p"Надо сказать, что постепенно российское законодательство движется в сторону либерализации хозяйственной деятельности. Административной реформой резко сокращаются функции госрегулирования и контроля. Можно вспомнить законы о сокращении лицензирования, о техническом регулировании, о регламентации контрольных и надзорных функций, о регистрации предприятий.
"p"Что можно и нужно сделать на республиканском и местном уровне?
"p"Необходимо совершенствовать законодательство и регламентацию работы местных органов в части устранения причин, порождающих местные барьеры. Вот пример: малым предприятиям не предоставляются помещения в долгосрочную аренду, что создает серьезное препятствие для инвестирования и развития бизнеса. При сроке аренды 1-1,5 года очевидна попытка местных властей держать бизнес на "коротком поводке". Мы предложили органам местного самоуправления вносить в договоры аренды условия на её продление до сроков окупаемости проекта, если предприятие реализовало инвестиционный проект, арендуя помещение.
"p"С другой стороны, побольше активности нужно проявить предпринимательским организациям, выстраивая систему своей общественной юридической защиты от административного произвола. Иными словами, там, где установлена регламентация деятельности органов управления республики и местного самоуправления, со стороны предпринимательского сообщества должны инициироваться судебные разбирательства. Там, где нет установленного регламента - дело всех ветвей власти создать его.
"p"
"p"И еще несколько необходимых штрихов.
"p"Около 200 тысяч человек в республике живет в сельской местности. Это почти одна треть всего населения. Неаграрное развитие села становится важной социально-политической и экономической проблемой, особенно в условиях зоны рискового земледелия, низкой конкурентоспособности сельского хозяйства, слабого потребительского спроса и низкой плотности населения. Все мы должны понимать, что в таких условиях может существовать и развиваться главным образом сельский семейный бизнес. Что нужно сделать для того, чтобы процесс постепенно пошел?
"p"Мы рекомендуем местным органам самоуправления досконально изучить потребность и возможность развития тех или иных видов бизнеса на их территориях. Эти направления должны попасть в программы развития районов. Главной задачей на республиканском уровне должно стать формирование различных профессиональных школ обучения и их финансирование по линии программной поддержки малого бизнеса. По сути это - целое новое направление в нашей работе с малым бизнесом.
"p"Весьма перспективным выглядит для республики развитие производственной кооперации. Мы неизбежно столкнемся (и уже сталкиваемся) с необходимостью реструктуризации крупных и средних промышленных предприятий и выводе из их состава обособленных и малозагруженных производств – с фактом создания малых предприятий. Кроме того, Карелия имеет хорошие шансы для развития промышленной кооперации с финскими фирмами, заинтересованными в снижении затрат своей продукции и повышении конкурентоспособности. У нас есть удачные примеры такой кооперации.
"p"Важнейшим инструментом развития промышленной кооперации между крупными и малыми предприятиями является так называемая субконтрактация и её реальная организационная форма – центры субконтрактации. Их главная задача - организация и сбор базы данных определенного региона по незагруженным производствам, с одной стороны, и содействие к размещению заказов крупных производств на мелких специализированных производствах – с другой. Поддержка таких центров субконтрактации для развития производственной кооперации и обеспечение загрузки малых специализированных производств - это второе крупное программное направление будущей работы с малым бизнесом.
"p"И последнее направление, которое хотелось бы отметить – это лизинг. Именно лизинг становится одной из форм финансовых инструментов, доступных малому бизнесу. Он в наибольшей степени интересен и самому инвестору (лизингодателю), как наименее рисковая и возвратная форма заимствования. Сегодня Министерство экономического развития Республики Карелия взаимодействует с Северо-Западной лизинговой ассоциацией (С-Петербург), международной финансовой корпорацией, Фондом поддержки малого бизнеса
"p"РК по созданию системы периодической учебы и консультирования по вопросам лизинга. В ближайшие дни в министерстве пройдет учеба и круглые столы для предприятий по данной проблеме с участием упомянутых организаций. Эта работа, а также расширение лизинговых операций для малого бизнеса, получит новый толчок в республике при решении вопроса преобразования Фонда поддержк и малого бизнеса Республики Карелия.
"p"
"p"Михаил Рубин, директор Фонда поддержки и развития малого предпринимательства: "Решается судьба народа"
"p"
"p"Наша республика находится в таком состоянии, что уже не может себе позволить не тратить деньги на поддержку малого бизнеса. Идут очень сложные и опасные социально-экономические процессы, опасные для судьбы людей, которые живут на этой территории. Те инвестиции, которые сейчас идут в крупный бизнес, приводят к безработице, к высвобождению рабочих рук. Где людям работать? К чему мы придем? Я встречался с руководителями крупных предприятий. Они говорят, что искренне боятся ситуации, когда люди, от которых они вынуждены освобождаться, не все, но многие, вернутся на завод уже не как работники, а как преступники. Надо понимать, что это совершенно реальная ситуация, ее нельзя допустить! Решение о государственной поддержке малого бизнеса сейчас – это, я считаю, решение судьбы народа.
"p"Существует пропасть между потребностями предпринимателей, а их больше 20 тысяч в республике, и возможностями кредитно-финансовой системы, которая создана в России, потому что механизма инвестиций в малый бизнес просто не существует. У предпринимателей нет залога, нет оборотных средств, нет многого другого, чего требуют банки, а у банков нет даже методик для того, чтобы определить финансовое состояние частных предпринимателей. Без нашего Фонда поддержка малого бизнеса невозможна. Скажу лишь о том, что именно в результате большой работы Фонда 1,5 миллиона рублей, выделенных из бюджета на поддержку малого бизнеса, выросли в десять раз и общий объем финансовой помощи в уходящем году составит уже 15 миллионов рублей. Это стало возможным в результате привлечения внебюджетных средств, собственной прибыли, других мер и способов работы. На каждый рубль бюджетных вложений можно привлекать 2-3 рубля из других источников.
"p"Но и этих средств мало. Те, кому помог Фонд, составляют меньше одного процента от общего количества нуждающихся. А известно, что помощь тогда может быть названа действенной, когда этот процент приближается хотя бы к 10. Я уверен, что не менее 30 миллионов рублей необходимо выделить из бюджета на дальнейшее качественное развитие государственной системы финансовой поддержки малого предпринимательства. Эта цифра обоснована в бизнес-плане по развитию Фонда поддержки малого бизнеса,
"p"Мы провели опрос предпринимателей, выясняя, довольны ли они условиями, созданными в Карелии для развития бизнеса. "Условия очень плохие", - ответило большинство из опрошенных. Удивительно, что при этом малый бизнес республики показывает неплохие результаты своей работы. Он очень хорошо работает. 92 процента малых предприятий Карелии прибыльные – это самый высокий показатель по Северо-Западу России, по рентабельности мы - на первом месте по Северо-Западу.
"p"
"p"Я хотел бы привлечь внимание к инновационно-технологическому направлению в развитии малого бизнеса. Оно очень важно, потому что создает дополнительную налогооблагаемую базу, которая остается здесь, на территории Карелии. Очень важно помнить, что Петрозаводск является одним из международных центров теории решения изобретательских задач, которые применяются во многих странах мира. Я являюсь призидентом международной организации ТРИЗ. Здесь работал автор этой теории Г.Альтшуллер. Сегодня у себя на практике применяют эту теорию ведущие фирмы мира: и Sumsung, и Siemens, и LG, и крупные автомобильные предприятия. Наш Фонд поддерживает хорошие контакты с Ассоциациями ТРИЗ Южной Кореи, в Петрозаводск приезжали их представители. Многие, в том числе специалисты Института технологии Южной Кореи, готовы работать с нами, но у нас нет условий. Первое, что они спросили на встрече в Администрации Петрозаводска: "А где мы могли бы открыть офис? А есть ли у вас центр для инновационных технологий?". Ответы – отрицательные.
"p"
"p"
"p"Андрей Фицев, директор малого предприятия: "Поддержите инициативу!"
"p"
"p"Отвечая на призыв проявлять инициативу, я предлагаю вашему вниманию проект создания сети продвижения карельских товаропроизводителей и предприятий туристской индустрии малого бизнеса на рынках Москвы и Санкт-Петербурга.
"p"Ни для кого не секрет, что продукты от производителя Карелии попадают на рынки Москвы и Санкт-Петербурга с накруткой посредников примерно где-то процентов на 50-60, а зачастую сети универсамов попросту отказываются брать продукцию, произведенную в Карелии. Сила посредников в том, что они имеют возможность поставлять товары в розничную сеть с отсрочкой платежа. Мы, не имея достаточного запаса оборотных средств, вынуждены продавать свою продукцию с оплатой по факту, на чем мы теряем от 15 до 30 процентов цены. И в каждой карельской производящей кампании отделы сбыта и маркетинга пробивают в одиночку сети универсамов, магазины Москвы и Санкт-Петербурга, испытывая одни и те же трудности, решают одни и те же проблемы. Я предлагаю создать механизм "Сеть продвижения", через которую любой товаропроизводитель или владелец сельской гостиницы, создатель турпродукта Карелии может соединяться с конечным потребителем Москвы и Санкт-Петербурга без лишних посредников.
"p"Я изучил опыт Правительства Москвы (где наблюдаются ощутимые результаты в развитии сектора малого бизнеса) по поддержке и защите своего производителя, и вместе с группой предпринимателей предполагаю его использовать. В сети создадим центры, способные комплексно выполнять функцию продвижения в целом карельских малых предприятий на рынках Москвы и Санкт-Петербурга и тем самым обеспечивать их конкурентное преимущество. С этой целью будет разработан механизм кредитования малых предприятий на пополнение оборотных средств, чтобы обеспечить им возможности поставлять продукты по методу "на реализацию". Мы уже нашли заинтересованных партнеров для нашей сети, представителей бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге, которые, при условии поддержки проекта государственными структурами Республики Карелия, предоставят свои площади и ресурсы.
"p"Предлагаю поддержать идею создания проекта создания Сети продвижения карельских товаропроизводителей и предприятий туристской индустрии малого бизнеса на рынках Москвы и Санкт-Петербурга.
"p"
"p"
"p"Светлана Амосова, Президент Ассоциации кредитных союзов Республики Карелия: "Кредитные кооперативы – это инструмент борьбы с бедностью".
"p"
"p"Одной из главных причин, сдерживающих развитие малого бизнеса в Карелии, называется здесь недоступность кредитных ресурсов для предпринимателей, особенно для начинающих. И нам видится, что одним из путей решения этой проблемы может стать кредитование начинающих предпринимателей через кредитные кооперативы.
"p"Приведу некоторые цифры. На 1 января 2004 года в 60 регионах России действовало более тысячи кредитных кооперативов. Они объединяют более трехсот тысяч человек и аккумулировали в себе 2 миллиарда рублей. Как показывают данные Лиги кредитных союзов России, ежегодно примерно вдвое увеличивается численность и примерно в 2,5 раза увеличиваются активы кредитных кооперативов. Карелия – один из регионов, где кредитные кооперативы появились в числе первых. Это кредитные союзы "Онежец" и "Алтея". Сегодня наша республика относится к регионам, где кредитная кооперация развивается наиболее динамично. Я думаю, что это происходит во многом благодаря тому, что в последнее время, особенно в последний год, установилось очень хорошее, активное, деловое сотрудничество, я бы сказала - социальное партнерство кредитной кооперации и Министерства экономического развития.
"p"Наверное, толчком к этому послужило Соглашение, подписанное между Правительством РК, Ассоциацией кредитных союзов Карелии и Фондом международного развития ирландской лиги кредитных союзов. Согласно этому Соглашению, Председатель Правительства дал распоряжение Министерству экономики Карелии разработать программу развития системы кредитной кооперации РК на 2005-2007 годы. При Министерстве экономического развития был создан Совет по вопросам кредитной кооперации, одной из основных задач которого, в этом году, в частности, была работа над программой. Работали многие специалисты – из Министерства экономики, Фонда поддержки малого бизнеса, Института экономики, Ассоциации кредитных союзов Карелии, Торгово-промышленной палаты. Подготовлен проект, сейчас идет его согласование. Очень хочется верить и надеяться, что эта программа будет принята и что она станет дополнительным толчком к развитию кредитных кооперативов в районах.
"p"Я уверена в этом потому, что на наши письма в местные администрации с просьбой высказать свои предложения и рекомендации по дальнейшей работе откликнулись практически все адресаты. Кредитная кооперация – это инструмент борьбы с бедностью, считают люди. Это важный инструмент активизации денежной массы, которая очень часто не работает на местном уровне и хранится где-то дома у населения в чулках или в стеклянных банках. А ведь ее можно активизировать и ввести в деловой оборот. Кредитный кооператив – это действенная поддержка малого бизнеса и прежде всего - начинающего предпринимателя, которому в банке практически невозможно получить стартовый кредит.
"p"Один небольшой пример о потенциале кредитной кооперации вообще. Кооперативы, входящие в Ассоциацию Волгоградской области, выдали в 2003 году только на предпринимательские цели займов на сумму 84 миллиона рублей. У нас, конечно, немного другой регион, другое население и другие возможности. На 1 октября 2004 года у нас в Карелии действует 16 кооперативов, в суммарном фонде взаимопомощи которых - 24 миллиона рублей. За девять месяцев этого года выдано займов на сумму 35 миллионов рублей, в том числе 5 миллионов - на нужды предпринимательства.
"p"В принципе, на нужды предпринимательства пошли все выданные займы, потому что – представьте - все наши заемщики пришли к предпринимателям, купили их товары и пользовались их услугами. Кредитные кооперативы - законопослушные юридические лица, они выполняют все обязательства перед бюджетом. И хочется надеяться, что сотрудничество Ассоциации кредитных кооперативов, как саморегулируемой общественной организации, которая не только объединяет кооперативы, но и старается контролировать их деятельность, - наше сотрудничество с органами власти и бизнес-сообществом действительно даст хорошие результаты и будет работать на развитие региона.
"p"
"p"
"p"Владимир Цоцхалов, представитель первого Национального Пенсионного фонда:
"p""Малое предпринимательство в Карелии будет жить, и жить неплохо"
"p"
"p"Я прихожу к одному выводу: малое предпринимательство в РК будет жить. Наша общая задача, чтобы жило оно не плохо.
"p"Есть две проблемы, которые препятствуют реализации возможностей сотрудничества в области поддержки малого бизнеса. Первая – отсутствие достаточно полной и объективной информации о совершенно новом для России деле, новом финансовом институте социальной направленности - негосударственном пенсионном фонде. Нам еще только 12 лет, у нас не было аналогов в России, мы шли новым, непроторенным путем... Вторая причина - это отсутствие апробированных инвестиционных механизмов и инструментов. Три партнерских соглашения, на уровне муниципального образования Сегежского района и Фонда поддержки и развития малого предпринимательства, а также с Карельской лизинговой компанией, - недостаточно. Мы участвуем в реализации республиканской программы поддержки и развития малого предпринимательства. Начиная с 2003 года, когда мы пришли к соглашению о возможностях сотрудничества, 67 процентов собранных финансовых ресурсов на территории региона возвращается в реальный сектор экономики через партнерские соглашения. Надеемся на расширение нашего сотрудничества.
"p"Не могу не привести один очень характерный для нашей республики пример. Я в последнее время встречался с тремя главами местного самоуправления районов, специалистами различных уровней, и на вопрос "какая работа реализуется по поддержке малого предпринимательства?" везде услышал однозн