"ТВР-Панорама", №51 (660), 22 декабря. ВЛАДИМИР ФЕДОРОВ: "Готов помогать родной Карелии"

23 декабря 2004 г.
- Владимир Александрович, год назад в "ТВР-Панораме" было опубликовано новогоднее интервью с вами ...
- Да, я помню это и благодарю уважаемую газету за внимание ко мне и к моей работе. Можно считать, что у нас уже складывается традиция с новогодним интервью в "ТВР-Панораме".

- Это интервью получается как отчет за год.
- Я готов отчитаться о своей работе перед жителями родной Карелии. Здесь я родился и вырос. здесь прожил сорок с лишним лет до переезда в Москву.

- Каким, на Ваш взгляд, был уходящий год?
- Конечно, он был непростым. Всем памятны горькие страницы - это прежде всего трагедия в Беслане, были другие проблемы у страны, но были и светлые дни, события.

- Два года прошло, как Вы стали членом Совета Федерации - одной из двух палат Парламента России от Законодательного Собрания Карелии. Привыкли к новой работе?
- Тридцать с лишним лет работы в органах МВД – это, согласитесь, достаточно солидный срок жизни. Но к новой работе, можно сказать, уже привык, втянулся в нее.

- Но, судя по всему, с прежними интересами Вы не расстаетесь. Недавно была опубликована информация о том, что 25 ноября Вы выступали на парламентских слушаниях по "автогражданке", а 15 декабря - участвовали в Международном транспортном форуме в Москве.
- Эти вопросы - тоже составная часть, и порой немалая , моей новой работы. Но деятельность и проблемы ГИБДД, автотранспорта, безопасности движения мне будут, наверное, интересны профессионально всегда.

- Напомните, как складывается ситуация с законом об "автогражданке", принятом в 2002 году?
- Сразу хочу четко сказать - я был и остаюсь сторонником закона об "автогражданке". Но при этом считаю, что закон требует существенной корректировки и нужен действенный механизм его исполнения. Проще говоря, закон надо "доводить до ума".

- В чем требуется эта "доводка"?
- Еще в прошлом году мы направили от Совета Федерации в Госдуму законопроект об изменениях и дополнениях ряда статей. Речь, например, идет о том, что на наш взгляд, надо уменьшить минимальный срок страхования, снизить его с шести до трех месяцев. Ведь многие люди, особенно пожилые, в том числе и северяне, используют машину только летом, чтобы добираться до дачи и вывезти осенью урожай. Я бы даже предложил ввести страховку "выходного дня", то есть на 1 день, как это делается в Финляндии и ряде других странах. Еще одно предложение - предоставлять инвалидам и пенсионерам по старости, которые используют российские машины, 50-проентную скидку по уплате страховой премии.
Другой важный момент - это пересмотр поправочных коэффициентов. Во всем мире они используются, как рычаг борьбы за безопасность движения на дорогах. А у нас этот "рычаг" пока не сработал.

- Почему?
- Ситуация такая.. В случае аварии вводится на следующий год повышающий коэффициент до 40 процентов страховой суммы. А если вы целый год проездили без аварий, вам полагается всего 5-процентная скидка на сумму последующего страхования в будущем году. Здесь явное несоответствие между наказанием и поощрением. То есть, чтобы получить 40-процентную поощрительную скидку, необходимо безаварийно ездить 8 лет, но за это время пора уже менять машину, и автовладельцу надо будет начинать все сначала. Чтобы заработал механизм "автогражданки", нужен целый ряд постановлений Правительства, например, для того, чтобы эффективнее работали независимые эксперты, чтобы без проблем люди могли получать необходимые справки, и так далее. Но этого пока нет. Как нет и реакции Думы на наши предложения.

- Естественно, напрашивается вопрос - почему?
- Однозначно ответить не могу, но судя по опыту других стран, где подобный закон внедрен и эффективно работает, на его доработку, "притирку" уходило до 5 лет. Учитывая наш менталитет, у нас уйдет не меньше. Критиковать
коллег-законодателей в Госдуме не хочется, но на мой взгляд, судя по числу законов, которые от них приходят к нам в Совет Федерации, они снизили свою активность. Вот только один штрих. Законодательно утверждена ответственность водителей, если он за рулем в нетрезвом виде. Но "забыли" изменить и нормы ответственности за уклонение от прохождение медэкспертизы. В итоге правовой "вакуум" или дыра. Все это видят, знают, но изменений пока нет.

- В одном из интервью промелькнула ваша негативная оценка решения об упразднении правительственной комиссии по безопасности движения.
- Да, я категорически не согласен с позицией, которую заняло правительство. Дважды обращался по этому вопросу к премьеру Михаилу Фрадкову, но пока безрезультатно. Согласно этой позиции министерство внутренних дел стало ответственным за безопасность дорожного движения, но это неправильно. Как милиция может отвечать за безопасность на дорогах, если треть ДТП происходят по причине дорожных условий? Как может наш земляк - министр Рашид Нургалиев спрашивать с таких же министров, как он? Я считаю, что, как и прежде, координацией этой работы должно заниматься правительство и межведомственная комиссия должна работать.

- Обычные граждане знают о работе сенаторов только по телерепортажам, где вы сидите в зале. Как выглядит обычный рабочий день сенатора?
- Пленарные заседание Совета Федерации проходят два раза в месяц, но каждое из них требует нескольких дней подготовки. Кроме того, я член Комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности, в котором возглавляет подкомитет по вопросам экономики транспорта, связи и информатики, а так же нескольких комиссий. Во многом наша работа, состоит зачастую из кропотливой, обыденной деятельности по изучению документов, проведению консультаций, встреч, переговоров и так далее. Вот только что я подготовил свой отчет карельским законодателям о работе во втором полугодии. В нем говорится, что кроме участия в заседаниях Совета, комитетов, комиссий, в том числе связанных с терроризмом и расследованием трагедии в Беслане, мне пришлось участвовать и во многих других мероприятиях. Среди них и парламентские слушания, в нашем Совете и в Госдуме, выступление на коллегии Счетной Палаты по вопросам проверки "Связинвеста", участие в ряде международных конференций. Сейчас готовится Градостроительный кодекс и я совместно с членом Совета Федерации от Государственного Совета Республики Коми Е.Н. Трофимовым внес ряд серьезных дополнений, связанных с автотранспортом и безопасностью дорожного движения.

- Как оцениваете ситуацию на дорогах России ?
-Она остается сложной, а порой и трагической. В год страна теряет на дорогах свыше 30 тысяч погибших граждан. Мой давний знакомый -московский журналист Юрий Гейко в этом году напечатал в "Российской газете" статью "Дураки на дорогах". Многое в этой статье есть из наших с ним разговоров и дискуссий. Он говорит, что Россия может стать одной из самых "низкоаварийных " стран мира, но для этого необходимо решить ряд проблем, в том числе и, как считается, "непопулярных". Например, резко повысить штрафы за нарушения, обязать всех использовать ремни безопасности, ездить с ближним светом, с детскими сидениями, в корне изменить учебу и прием экзаменов в автошколах.

- Летом вы были на парламентской ассамблее в Великобритании.
- Да, она проходила в городе Эдинбурге. Признаюсь, я впервые близко познакомился с работой ассамблеи ОБСЕ - Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. И мне это было очень интересно. Считаю, что нам,
российским парламентариям, надо активнее участвовать в подобных форумах и защищать там интересы своей страны.

- Наверное, было достаточно много других поездок за рубеж и по стране?
- Нет, я принял для себя решение, что необходимо сосредоточиться в работе на чем-то одном, хотя, конечно, приглашений и возможностей для поездок много. Но быть праздным туристом - это не для меня. Так что народные деньги на дорогие загранкомандировки не трачу.

- Каждый Ваш приезд в Карелию - это встречи с людьми, которые идут к вам с общественными и личными просьбами.
- Да, их бывает немало. По возможности помогаю письмами. поддержкой. Удалось, например, немного помочь Надвоицкому психо-невралогическому диспансеру, автодорожному техникуму в Петрозаводске и некоторым другим организациям.

- Давние знакомые знают о ваших коллекциях, связанных с ГАИ, об увлечении книгами. Но сейчас Вы и сами помогаете издавать книги?
- Искренне рад, что удалось помочь издать альбом о творчестве большого российского художника, хорошо известного в Карелии, Мюда Мечева. Только что вышла книга известного в Карелии ветерана-чекиста Аркадия Ярового Операция "Взрывники". Скоро в издательстве "Петропресс" выйдет мини-энциклопедия для юношества об острове Кижи, которая получила благословение Патриарха Алексия. Думаю, что эти книги найдут своих читателей.

- По традиции в новогодних интервью принято говорить о семейных делах. Какие приятные события были в Вашей семье в уходящем году?
- Для нашей семьи эти события связаны с детьми и внуками. У нас трое внуков. Младшей внучке - Аглае - годик, Василию - пять лет, а Насте исполнилось семь, она пошла в первый класс и это было одним из главных событий года. И, конечно, порадовал сын. Ему 36 лет, он по профессии экономист, недавно получил еще один диплом, на этот раз об окончании Академии государственной службы. Другой подарок от сына - это мировой рекорд, который он установил на спортивном воздушном шаре "Карелия", построенном им же к 300-летию Петрозаводска.

- Наступающий год - это год 60-летия Победы в Великой Отечественной Войне. Для вашей семьи что значит эта дата?
- Мой отец прошел всю войну. Он воевал в блокадном Ленинграде, был офицером-связистом, командовал ротой связи. После снятия блокады и освобождения Карелии тянул линии связи в нашу республику. Помню, однажды мы ехали с ним из Ленинграда в Петрозаводск, и он мне время от времени показывал какие-то места за окнами вагонов и говорил : "Вот там подорвался на мине один наш связист, а в том месте - другой...". Мама в начале войны из Петрозаводска эвакуировалась в Мордовию, потом, по приглашению старшей сестры приехала в Беломорск. Работала там в конторе "Заготзерно". Как и многие девчонки-комсомолки, прошла курсы автоматчиков. Когда освободили Петрозаводск, то вернулась сюда. Здесь встретилась и познакомилась с отцом. Почти вся родня у родителей тоже так или иначе участвовала в войне на фронте или в тылу. Поэтому День Победы для нас - как наверное и для любой семьи - это особый день, про который лучше всего сказано в известной песне - "это праздник со слезами на глазах".
Хочу передать новогодний привет всем ветеранам-фронтовикам, труженикам тыла. И персонально поклониться ветерану из Сегежи Геннадию Ивановичу Долгачеву, которому мне удалось помочь получить заслуженное им удостоверение партизана войны. А всех жителей Карелии, всех читателей газеты поздравляю с Новым годом и Рождеством. От всего сердца желаю успехов, здоровья и удач.

Записал Юрий Шлейкин