Выборное законодательство Республики Карелия: обсуждаются вопросы проведения референдумов, сбора подписей, внесения залогов, формирования избирательных комиссий

24 мая 2007 г.
23 мая состоялось заседание Конституционного комитета Законодательного Собрания РК.
Первым обсудили проект закона Республики Карелия № 48-IV «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О референдуме в Республике Карелия», принятый во втором чтении. Предлагаемые депутатами поправки приводят закон в соответствие с федеральным законодательством и в основном касаются установления оснований отказа в проведении референдума. Цель принятия изменений – сформировать республиканское выборное законодательство таким образом, чтобы в нем нашли отражение соответствующие положения федерального закона. Единогласно депутаты решили рекомендовать Законодательному собранию принять данный закон на июньском заседании.

Второй и третий рассмотренные вопросы – проекты федеральных законов «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О внесении изменения в статью 6 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации», предложенные депутатом Государственной Думы В.Тюлькиным. Автор законопроектов считает, что некоторые положения закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и закона «О референдуме Российской Федерации» о том, что на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут выноситься вопросы, связанные с изменениями соответствующего бюджета, исполнением и изменением финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования – являются ограничениями суверенитета народа Российской Федерации.
Как пояснила Председатель комитета Законодательного Собрания РК по бюджету, член фракции «Единая Россия» Светлана Токарева, согласно Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственного управления. Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что прерогатива управления бюджетом принадлежит Правительству. Как отметила Светлана Токарева, вопросы формирования и исполнения бюджета настолько сложны и комплексны, затрагивают такое количество законодательных актов, что даже сформулировать «бюджетные» вопросы для референдума с возможностью ответить «да» или «нет» весьма затруднительно. К тому же, нормативно процедуры рассмотрения вопросов, связанных с бюджетом, в российском законодательстве отражены четко и подробно.
Председатель Конституционного комитета Андрей Мазуровский, его заместитель Сергей Ушаков и член комитета Наталья Петриляйнен единогласно постановили - принять данные законодательные инициативы к сведению и не поддерживать их.

Четвертый вопрос, который рассмотрели на заседании - о проекте федерального закона № 411076-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Авторы проекта считают, что в действующем избирательном законодательстве Российской Федерации содержатся нормы, которые ущемляют и создают бюрократические преграды для политических партий, прошедших установленную законодательством Российской Федерации государственную регистрацию. Авторы законопроекта предлагают внести изменения в федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» путем предоставления права политическим партиям, прошедшим государственную регистрацию, установленную российским избирательным законодательством, участвовать в выборах различных уровней без сбора в установленном порядке подписей, а также без внесения избирательного залога.
Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии РК Владимир Левкин сообщил, что подписи, собранные и представленные в необходимом количестве в соответствующую избирательную комиссию, являются одним из оснований для регистрации кандидатов. Ведь в процессе сбора подписей может выявиться фактическая поддержка обществом выдвинутых кандидатов, списков кандидатов, или, напротив, может такая поддержка и не найтись. 17 ноября 1998 года Конституционный Суд РФ постановил, что «устанавливая порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты, законодатель вправе в интересах избирателей предусмотреть специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей».
По этому поводу в пояснительном докладе Европейской Комиссии (Венецианской комиссии) «За демократию через право» говорится: «…обязанность собрать определенное число подписей, чтобы иметь возможность выставить свою кандидатуру, не противоречит принципу всеобщего избирательного права». Как считает Еврокомиссия, на практике только самые мелкие партии, по-видимому, сталкиваются с трудностями при сборе требуемого числа подписей, а во избежание манипулирования для лишения кандидатов права быть избранным желательно установить в законе требование о сборе подписей в количестве, не превышающем один процент избирателей. Таким образом, сбор подписей является самой распространенной формой поддержки выдвижения кандидатов избирателями и не противоречит международным стандартам. Однако как альтернатива сбору подписей используется и практика внесения денежного избирательного залога. К тому же, напомнил В.Левкин, после выборов депутатов Государственной Думы в 2003 году политические партии, допущенные к распределению мандатов в Думе, получили возможность регистрировать своих кандидатов на выборах любого уровня без последующего сбора подписей или внесения избирательного залога, что вполне оправданно, поскольку эти партии уже доказали свою состоятельность и высокий уровень поддержки со стороны избирателей.
Председатель комитета Андрей Мазуровский подытожил смысл предлагаемых поправок – авторы предлагают сам факт регистрации партии считать достаточным основанием для того, чтобы не проводить ни сбор подписей в поддержку выдвигаемых кандидатов, ни внесение денежного залога.
После обсуждения члены комитета решили принять эту законодательную инициативу к сведению и не поддерживать её.

Следующим депутаты рассмотрели предложение «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», а также в целях обеспечения реализации законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах». Предлагаемые изменения не содержат новаций, но носят уточняющий характер и направлены на упрощение толкования некоторых норм. Однако предлагаемые поправки обязывают и карельских законодателей внести соответствующие изменения в республиканское выборное законодательство. Члены комитета проголосовали за то, чтобы поручить Рабочей группе по внесению изменений в законодательство Республики Карелия о выборах продолжить эту работу во взаимодействии с Управлением Минюста РФ по Северо-Западному федеральному округу и Центральной избирательной комиссией РК и подготовить предложения к заседанию Конституционного комитета ЗС, которое состоится 18 июня. В июле законопроект будет вынесен для обсуждения на Заседание Законодательного Собрания.
Далее участники заседания обсудили письмо Центральной избирательной комиссии Республики Карелия о Порядке подготовки и рассмотрения на заседании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации некоторых вопросов, связанных с формированием избирательных комиссий субъектов РФ. Письмо единогласно принято к сведению.
Заседание комитета вел его Председатель Андрей Мазуровский, в работе участвовали председатель комитета ЗС РК по бюджету, представитель ЦИК РК и Управления Министерства юстиции в РФ по Северо-Западному федеральному округу.


Пресс-служба ЗС РК