"Карелия", № 105 (1531) , 21 сентября 2006 года. Карельский парламент: итоги третьего созыва

21 сентября 2006 г.
- Николай Иванович! Заканчивается срок полномочий депутатов Законодательного Собрания третьего созыва. Подводя итоги, что главное Вы хотели бы выделить в четырехлетней (с половиной) деятельности Карельского парламента?

- Главным можно назвать экономические результаты, достигнутые в республике за эти годы, потому что Законодательное Собрание, в соответствии с полномочиями, данными нам Конституцией Карелии, экономическую политику ставит во главу угла. Парламент утверждает бюджет Республики Карелия и отчет о его исполнении, а также программы социально-экономического развития, представленные Главой Республики Карелия. Бюджет Республики Карелия с 2001 года увеличился более чем в два раза - с 6,2 млрд. рублей в 2001 году до 13,8 млрд. рублей в 2005 году. Это говорит о том, что работа Законодательного Собрания, Правительства республики строилась таким образом, что наша экономика дала рост более 35 процентов. Это один из самых высоких показателей в Российской Федерации, и по рейтингу, который измеряется Институтом общественного мнения и Минэкономразвития России, Карелия переместилась на 26-28 место, с 56-ого. Это уже говорит о том, что в республике созданы благоприятные условия для развития и работы экономики. И это одно из главных достижений, потому что от бюджета, от экономики строится вся другая политика.
Кроме того, из бюджета мы видим, что выполняется главная цель, записанная в Концепции социально-экономического развития Республики Карелия – республика становится социально ориентированной. Сейчас уже 60 процентов бюджета уходит на четыре отрасли – здравоохранение, образование, культура и социальная сфера. 35 процентов бюджета уходит на реализацию финансовой помощи муниципальным образованиям РК. Кроме того, Законодательное Собрание уделяет серьезное внимание инвестиционной программе: здесь объем средств вырос со 159 миллионов рублей до 1,1 миллиарда рублей. Средства Адресной инвестиционной программы в первую очередь направляются на строительство школ, больниц, амбулаторий, объектов жилищно-коммунальной сферы. Это, для примера, Национальный и кукольный театры в Петрозаводске. Это музыкальное училище имени Раутио, коллектив преподавателей и учащихся которого начал сейчас новый учебный год в несравнимо лучших условиях. Это больницы в Сортавала и Пряже – здесь удалось завершить строительство объектов, начатое более пятнадцати лет назад. В этих лечебных учреждениях созданы хорошие условия как для медицинского персонала, так и для больных, в том числе для амбулаторного лечения. Теперь только в Пряжинской больнице есть уникальный кабинет для реабилитации перенесших инсульты. Так что переходим на районный уровень. Кстати, в процессе оптимизации здравоохранения и Сортавальская, и Пряжинская больницы вошли в состав республиканской, вернее, стали ее филиалами, что значительно увеличивает возможности по лечению тех больных, которые находятся в зоне их ответственности.
Удалось сформировать фонд поддержки предприятий РК, которые нуждаются в инвестициях. Ежегодно примерно 250 миллионов рублей – это кредитные ресурсы -
республика из своего бюджета направляет на инвестиции. Это модернизация производства, в первую очередь, и появление новых производств. Кредиты выделяются не более чем на одну треть от ставки рефинансирования Центрального банка. Получается 4,5 процента, это в два раза ниже, чем уровень инфляции. То есть это очень выгодные деньги. Средства выделяются на конкурсной основе, работает комиссия, в которую входят и депутаты Законодательного Собрания. Мы непосредственно принимаем участие в определении победителей и в определении приоритетов в направлении инвестиций.
Очень важно, что все эти четыре года Законодательное Собрание вовремя принимало бюджет. До наступления нового финансового года все бюджетополучатели знали о своих финансовых возможностях на предстоящий год, чего раньше не было. Это позволяло им планировать свое будущее, строить планы, заключать договоры, то есть более эффективно использовать финансовые ресурсы.
Законодательное Собрание приняло ряд законов, которые позволили обеспечить исполнение бюджета. Это закон о налогах и сборах на территории Республики Карелия, который мы корректируем каждый год, предоставляем налоговые льготы для наших предприятий, особенно тех, которые нуждаются в поддержке. Это предприятия судостроения, машиностроения, сельского хозяйства, другие.
Поддержка населения стала носить адресный характер. А с 1 сентября 2006 года вступили в силу изменения в Закон Республики Карелия "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Карелия". Обновленный закон позволяет несколько снизить нагрузку на пенсионеров по оплате жилищно-коммунальных услуг, на приобретение дров. В этом законе мы предусмотрели возможность учесть при присвоении звания страховые периоды для тех людей, за кого предприятия в силу разных причин не перечисляли взносы в страховые фонды. Теперь это время засчитывается в трудовой стаж - при наличии подтверждающего документа.

- Региональный закон о ветеранах труда принят и действует только в Карелии да еще в двух регионах России. Карельские парламентарии учли уроки реализации федерального закона о монетизации льгот и не отменили его, а лишь внесли изменения. Это неплохо характеризует наших депутатов. Ведь можно было просто подчиниться федеральному закону и не ломать головы, как в этой ситуации помочь людям. Наш парламент всегда такой самостоятельный? Как он выглядит на фоне других законодательных органов России?

- Не скромно хвалиться, но должен сказать честно: в Государственной Думе и в Совете Федерации Федерального Собрания России Карельский парламент уважают. К нам приезжают за опытом, на нашей территории проводят выездные заседания комитетов, международные форумы и конференции. Еще свежи впечатления от проведения в Петрозаводске международного форума "Развитие сотрудничества неправительственных организаций (НПО) на Европейском Севере: состояние и перспективы", выездного расширенного заседания Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике, предпринимательству и собственности по вопросу "Законодательное обеспечение эффективного лесопользования в Российской Федерации". Мы принимали коллег в Костомукше, Кондопоге, Сегеже, Петрозаводске, обсуждая на "круглых столах" и научных конференциях вместе с ними проекты Лесного и Водного кодексов Российской Федерации, реформу местного самоуправления, разрабатывая свои законодательные инициативы в федеральное законодательство.
Особое внимание мы уделяем взаимодействию на региональном уровне – Законодательное Собрание заключило 7 договоров о сотрудничестве с законодательными органами других субъектов Российской Федерации. Карельские депутаты активно участвуют в деятельности Парламентской Ассоциации Северо-Запада России. Я, как Председатель Законодательного Собрания Республики Карелия, с сентября 2004 по сентябрь 2005 года был Председателем Ассоциации и проводил заседания ПАСЗР и её Президиума. Николай Петрович Ершов на протяжении нескольких лет возглавляет комитет по государственному устройству и вопросам местного самоуправления ПАСЗР, наш опыт становления и развития местного самоуправления востребован коллегами.

- Поговорим о том, что впереди. 8 октября, уже скоро, состоятся очередные выборы в высший представительный и законодательный орган Карелии. И вскоре после этого дня в зале заседаний Карельского парламента соберутся депутаты четвертого созыва. Эти выборы проходят по новой системе - 50 процентов депутатов от партий, 50 – от одномандатных округов. В связи с этим ожидаются ли какие-то новшества в организации работы Законодательного Собрания?

- Да, принята смешанная система формирования ЗС РК. Понятно, что в работе нового Законодательного Собрания большое внимание будет уделяться учету мнений фракций, которые будут сформированы по итогам выборной кампании. Предстоит, видимо, внести какие-то коррективы в регламент работы Законодательного Собрания, прописывать порядок и условия работы фракций. Как в Государственной Думе: у каждой фракции – свой аппарат. Понятно, что такая возможность будет предоставлена в зависимости от численности фракции. По существующему сейчас регламенту, в ней должно быть как минимум пять человек. Наверное, Совет Законодательного Собрания будет расширен на количество руководителей фракций – сейчас в него входят, вместе с председателем и заместителем председателя парламента, только председатели комитетов и комиссии. А может, и отдельный Совет из руководителей фракций будет создан – как они сами решат.

- Партийные фракции были зарегистрированы и работали в ЗС РК прошлых созывов. При новой системе выборов все будет более серьезно. Повлияет ли это как-то на политику, проводимую парламентом в отношении общественных организаций? Сейчас при Председателе ЗС РК активно работает Совет НПО, при ЗС РК - Союз представительных органов местного самоуправления Республики Карелия, Совет руководителей молодежных общественных организаций…

- С общественностью парламент продолжит начатую работу. Думаю, что активная деятельность фракций не помешает, напротив, партии будут опираться на поддержку общественности.

Беседу вела Надежда Акимова