ПАРЛАМЕНТСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ (Издание Пресс-службы Совета Федерации) Выпуск № 2 (18), январь 2006 г. Помогать всем миром

3 февраля 2006 г.
Местное самоуправление, реализация федерального закона о котором началась в стране с 1 января 2006 года, – это понятие, обозначающее надежду на изменение мировоззрения и образа жизни населения нашей страны. Так считает председатель Законодательного Собрания Республики Карелия Николай Левин, который рассказал "Парламентскому обозрению" об особенностях этой реформы в регионе.

– Реформа местного самоуправления в процессе подготовки ее законодательного обеспечения неоднозначно оценивалась депутатским корпусом России. И в Карелии – республике, которая стала первопроходцем в развитии местного самоуправления, проект федерального закона об общих принципах его организации вызвал, помнится, неприятие у ряда районных органов местного самоуправления…

– Не только в Карелии. Могу определенно утверждать, что в северо-западных регионах страны по-разному отнеслись к этому законопроекту. Именно поэтому на ХХIХ конференции Парламентской ассоциации Северо-Запада России было принято обращение к Государственной Думе Федерального Собрания РФ и Правительству РФ, где предлагалось внести 17 поправок не только в 131-й федеральный закон, но и в Бюджетный кодекс РФ, в другие нормативные акты.
С началом нового года по всей России в новых муниципальных образованиях к работе приступили тысячи управленцев, но, к сожалению, не везде созданы условия для их нормальной работы. Многое еще предстоит уточнить в действующем федеральном законодательстве. Так, пока не определен порядок разграничения полномочий между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений в различных сферах. Например, статья 11 Земельного кодекса РФ определяет полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений, статья 5 закона РФ "О недрах" содержит полномочия органов местного самоуправления в регулировании отношений недропользования. Статья 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" закрепляет за органами местного самоуправления право распоряжаться землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения госсобственности на землю. Но при этом не разграничиваются полномочия между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений.
Реформа местного самоуправления может быть реализована только в том случае, если будут заложены ее необходимые имущественные и финансовые основы. Считаю, что в сложившихся условиях государство должно взять на себя организацию и финансовое обеспечение разграничения государственной и муниципальной собственности, инвентаризацию и оформление прав на муниципальное имущество. Или же освободить органы местного самоуправления от сборов и пошлин при переоформлении документов. Республиканские же органы власти в этом случае могут в полном объеме взять на себя решение вопросов организации и финансирования материально-технического обеспечения вновь образованных органов местного самоуправления – поселений – от приобретения компьютерной техники и программного обеспечения до ремонта помещений.
Буквально накануне выборов глав и депутатов новых муниципальных образований были приняты поправки к 131-му федеральному закону, согласно которым окончательный срок реализации реформы местного самоуправления продлевается до 1 января 2009 года. В ряде российских СМИ прозвучало мнение, что это может привести к отмене уже назначенных выборов во многих регионах России. В Карелии выборы состоялись. А 30 ноября прошлого года был официально опубликован и, следовательно, вступил в действие республиканский закон "О порядке решения вопросов местного значения городских, сельских поселения в Республике Карелия в 2006 году и о приостановлении действия отдельных положений Закона Республики Карелия "О межбюджетных отношениях в Республике Карелия".

– Что он дает новой местной власти?

– Мы в Карелии уверены: новые муниципальные образования республики смогут уже с 1 января этого года отвечать за организацию жизнедеятельности своих территорий. Избраны главы 107 городских и сельских поселений, 998 депутатов местных Советов. Таким образом, Советы городских и сельских поселений сформированы в подавляющем большинстве из них. А упомянутые поправки в 131-й федеральный закон считаю абсолютно правильными и очень своевременными. Благодаря им и в соответствии с рекомендациями Президента России, высказанными на совещании с полномочными представителями главы государства в федеральных округах, регионы и их муниципальные образования должны реально оценить свою готовность по введению 131-го закона и действовать сообразно объективной оценке ситуации в конкретных территориях. Вот мы и приняли региональный закон о порядке решения вопросов местного значения городских, сельских поселения в Республике Карелия в 2006 году.
Из-за некоторых нестыковок в федеральном законодательстве мы не могли не подставить плечо местному самоуправлению, иначе создали бы для его органов массу проблем. Главные вопросы жизнедеятельности людей на местах – электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, обеспечение малоимущих граждан жильем, защита от стихийных бедствий, охрана жизни и здоровья (всего 11 функций, закрепленных за поселениями) – в 2006 году по-прежнему будут решать органы самоуправления муниципальных районов. Они будут формировать, утверждать и исполнять бюджеты поселений, устанавливать, изменять местные налоги и сборы. Конечно, все это будет делаться по согласованию с органами местного самоуправления.
Сдерживать, замедлять реформу местного самоуправления нельзя, напротив, ей надо серьезно помогать совместной, слаженной работой Правительства республики, органов местного самоуправления, карельского ЦИКа и, конечно, Законодательного Собрания Республики Карелия. У нас была создана вся законодательная база для того, чтобы органы местного самоуправления приступили к работе с 1 января 2006 года. Еще весной прошлого года были приняты поправки к закону "О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Республике Карелия", которые привели его в соответствие с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Подготовили модельные законы по основным видам налогов – на землю и на имущество, что создало необходимую финансовую основу для функционирования местного самоуправления.
На последнем в прошлом году заседании президиума Парламентской ассоциации Северо-Запада России все ее члены договорились оформить при необходимости поправки в соответствующие федеральные законы от представительных органов субъектов Федерации, поскольку сама ПАСЗР не является субъектом права законодательной инициативы. Реформе местного самоуправления в России надо помогать всем миром. Мы уверены, что совместными усилиями федеральных, региональных и муниципальных властей она будет развиваться в интересах населения нашей страны.

Надежда АКИМОВА
Пресс-служба Законодательного Собрания Республики Карелия –
специально для "Парламентского обозрения"