Утренний информационный канал Карельского радио. Новые экономические зоны.

28 марта 2005 г.
Как уже сообщалось, Правительство Российской Федерации направило в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона "Об особых экономических зонах".
Корр.:
- Николай Петрович! Вы стоите у истоков идеи о создании зоны экономического развития в Республике Карелия. Чем вызвана такая инициатива?

Н.Ершов:
- Этим вопросом мы начали заниматься в Костомукше еще в 1997 году, чтобы создать хоть какие-то условия для привлечения иностранных инвестиций. Дело в том, что иностранные инвесторы готовы придти на территорию, в Костомукшу, в Республику Карелия, вообще в Россию, но их пугает – не налоги, нет – пугает процедура оформления всех разрешений. Согласование проектов, отвод земли… в общем, наши бюрократические проволочки. Нашу бюрократию они отлично знают. Понимаете, говорит мне инвестор, я за год, за полгода уже производство мог бы запустить, а вот согласовать все документы, для того, чтобы этим заняться, мне нужно минимум полгода ходить по вашим инстанциям…Как сделать, чтобы облегчить задачу инвесторам, думали мы, чтобы не они ходили, а кто-то для них? Какая схема работает? В Московскую область два раза ездили, строящуюся СЭЗ "Шерризон" посмотрели …
В 2002-2003 годах работа была продолжена в рамках Программы приграничного сотрудничества ТАСИС ЕС (СВС). В соответствии с проектом предполагалось создать в районе города Костомукша индустриальный комплекс, в котором бы наряду с российскими функционировали финские и другие европейские предприятия. При разработке проекта особой экономической зоны была проведена работа по подготовке документов, выбору вариантов размещения зоны, проведению оценочных исследований выбранных площадок, подготовлен соответствующий проект закона Республики Карелия. Однако действующее федеральное законодательство не позволило его принять.
Корр.:
- Вы сказали, что финны в принципе заинтересованы придти на нашу территорию, но их пугает российская волокита, бюрократия. Создание особой экономической зоны позволяет создать своеобразный принцип одного окна, что, безусловно, привлекает.
Н.Ершов:
- Новый законопроект предусматривает создание на территории экономической зоны управляющей кампании. Ей будет выделено сколько-то там - десять, двадцать, сто гектаров. И пришедшему сюда инвестору уже не нужно ходить, решать вопрос о земле. Он приходит в управляющую кампанию с предложением: хочу построить свое производство, вот такой-то объем, такая территория нужна. Пожалуйста. Земля дается ему в субаренду, пользование землей упрощается сразу. Процедура упрощается. Вот это нужно для того, чтобы приходили сюда мелкие инвесторы, не крупные, а мелкие. Фирмы, которые имеют миллиардные обороты, те могут все свои вопросы решать, не считаясь ни со временем, ни с деньгами. А вот мелкие фирмы, которые готовы сразу придти и создать рабочие места, 10,15,20 рабочих мест создать для небольшого производства, - они теряются при прохождении всяких процедур, всех согласований, получения разрешений и прочее, прочее.
Закон, который вынесен сейчас на рассмотрение Государственной Думы, это рамочный закон, он определяет порядок – как создавать такие зоны экономического развития, кто может выходить с инициативой об их создании, кто принимает решения, какие условия должны быть созданы для работы в этих зонах.
Корр.:
- Помимо Костомукши, еще где-то точки таких зон экономического развития в Карелии возможны?
Н.Ершов:
- Да в любом месте можно создавать эти зоны. Инвестор приходит, и если он будет создавать продукцию, которая идет на экспорт, ему важно, чтобы была связь и транспортное сообщение. В этом плане привлекательны Сортавала, Суоярви. А сюда, на юг республики, готовы придти москвичи, санкт-петербуржцы, только надо создавать нормальные условия для того, чтобы они начинали работать.
Будущий федеральный закон предполагает, что зоны экономического развития будут создаваться решением Правительства Российской Федерации на конкурсной основе. В нем есть самое главное условие, которое, на мой взгляд, будет тормозить привлечение инвестиций, – если ты хочешь придти в свободную зону, ты должен вложить минимум 10 миллионов евро. В первый год работы – минимум миллион. Это могут себе позволить только крупнейшие фирмы, а мы к себе приглашаем и небольшие. Это будет установлено нашим, республиканским законом о свободных экономических зонах, проект которого я еще раз вношу на рассмотрение Законодательного Собрания. Мы говорим о том, чтобы приходили и с маленьким капиталом, главное, чтобы вкладывали средства, создавали рабочие места.
Корр.:
- Николай Петрович, а не получается, что мы бежим впереди паровоза со своим законопроектом? Пусть бы сначала приняли федеральный закон?
Н.Ершов:
- А вот это один из вопросов, который прозвучал перед заседанием комитета по экономической политике, когда я попытался вынести на рассмотрение свой проект закона. Не торопимся ли? Не подождать ли принятия федерального закона? Ответ на этот вопрос такой: как только федеральный закон будет принят, объявят конкурс на создание свободных экономических зон. И, естественно, Республика Карелия должна будет участвовать в этом конкурсе. Мы придем на конкурс и скажем: у нас уже есть свой закон, по образу и подобию федерального, скажем даже больше - из нашей статьи два параграфа буква в букву переписаны в федеральный закон, потому что мы направляли свой проект в Госдуму, мы уже давно работаем над созданием свободной экономической зоны. Какой-то плюс для того, чтобы победить в конкурсе, у нас будет?
Корр.:
- На Ваш взгляд, каковы перспективы принятия нашего, республиканского закона о свободной экономической зоне?
Н.Ершов:
- Уже в апреле комитет по экономической политике и налогам вынесет законопроект на заседание Законодательного Собрания, надеюсь, что депутаты его поддержат.
Интервью взял Виктор Крамских.