"Карелия", № 37 (1315), 9 апреля 2005 года. "Единство экономического потенциала"

14 апреля 2005 г.
В Таврическом дворце собрались не только парламентарии и руководители исполнительных органов одиннадцати областей и республик страны, но и ученые, эксперты, депутаты Госдумы, директора банков и исследовательских центров.
Председатель экономической ассоциации, Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко буквально с первой минуты задала тон заседанию. Ее вступительное слово было кратким и деловым. Впрочем, доклады Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Ильи Клебанова и остальных были столь же четкими. Организация встречи показалась мне несколько непривычной: докладчики выступали с мест и даже сидя, благо все столы в аудитории оборудованы индивидуальными микрофонами. Одновременно на большом экране появлялось название доклада, фамилия и должность выступающего. Словом, КПД каждой минуты заседания был максимально высоким.
Если коротко определить цель встречи в Таврическом, то она такова: дать как можно больше информации о том, как развивается макрорегион и как он должен развиваться в ближайшие десять лет. Столь дальний ориентир выбран не случайно. Аппаратом полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе разработана программа основных направлений стратегии социально-экономического развития на период до 2015 года. Документ создавался с учетом предложений исполнительной и законодательной власти, ученых и специалистов-практиков всех одиннадцати субъектов. Стоит заметить, что столь масштабное стратегическое планирование на региональном уровне предпринято в России впервые.
Подробнейший анализ экономического и социального положения Северо-Запада (на фоне общероссийского) дал председатель Комитета государственной статистики по Ленинградской области Олег Никифоров. Он рассказал (и проиллюстрировал слайдами) о том, что в 2004 году в округе сохранилась положительная динамика развития экономики. Рост промышленного производства, как и в 2003 году был самым высоким и лучше среднероссийского показателя. По темпам Северо-Западный округ по-прежнему остается лидером, в прошлом году этот показатель составил 13,4 процента, вдвое превысив общероссийский. Причем, увеличение объемов сохранялось во всех регионах округа.
Общий прирост инвестиций был значительно меньше, мы заняли лишь четвертое место по стране. В то же время сохранился темп роста иностранных инвестиций. По России этот показатель составил 36, а по Северо-Западному округу 53 процента. Показатель увеличения средней заработной платы незначительно уступал среднему по стране, несколько превышен был средний уровень инфляции, зато задолженность по зарплате сокращалась активнее и число безработных увеличивалось "более умеренно".
Доклад Олега Никифорова дополнили заместитель полномочного представителя Президента в Северо-Западном федеральном округе Любовь Совершаева, академик РАЕН Евгений Слуцкий и другие специалисты. Они рассказали о механизмах реализации перспективного плана. Многие выступавшие особо подчеркнули, что повышение конкурентоспособности экономики России возможно лишь при обеспечении единства экономического потенциала страны.
К сожалению, региональной политике сегодня присущи размытость и аморфность нормативно - правовой базы государственного регулирования территориального развития. Многочисленные разнообразные и разносрочные концепции, программы прогнозы, создаваемые федеральным центром (Советом Федерации и Правительством РФ), не только не помогают, а зачастую затрудняют работу органов государственной власти в субъектах. Одни дублируют друг друга, другие – напротив, расходятся по механизмам, срокам, конкретным показателям.
В результате ни на федеральном уровне, ни в субъектах РФ не сложилась целостная объективная картина положения дел в стране и на местах. Отсутствует ясное представление об идеологии национального развития, основных направлениях деятельности власти в определении приоритетов развития страны и ее регионов на перспективу. Региональная политика строится на безусловном доминировании федеральной власти в решении практически всех важнейших вопросов территориального развития.
На совместном заседании двух ассоциаций прозвучали и такие цифры. Разрыв между субъектами РФ по величине валового регионального продукта на душу населения достигает 40 раз, по инвестициям в основной капитал на душу населения – 180, по уровню регистрируемой безработицы – 20, по уровню среднедушевых доходов – 14 раз. В 2004 году 12 из 89 регионов обеспечили 50 процентов ВВП страны. На заседании прозвучала тревога, что экономическое и социальное неравенство регионов чревато нарастанием общественно - политической нестабильности, ослаблением территориального единства Российской Федерации. Совершенно очевидно: страна нуждается в повороте к качественно новой региональной политике.
В материалах, подготовленных к совместному заседанию Министерством регионального развития РФ, тоже было приведено немало заслуживающих внимание фактов. Вот некоторые из них.
- Мурманская, Архангельская области, республика Коми за 90-е годы потеряли 10-20 процентов населения. Прогнозы тоже не благоприятны. По худшим из них, потери в этих регионах достигнут 30-40 процентов. Происходит опустынивание ранее освоенных территорий. По данным последней Всероссийской переписи даже в центральных старонаселенных областях России свертываются поселения. Так называемый, миграционный "западный транзит" фактически оголяет Дальний Восток и районы Севера.
- Почти все крупнейшие города – миллионники (а их всего 13) за время между двумя последними переписями потеряли от двух до пяти процентов своего населения, а Санкт-Петербург – 7. Увеличилось население только в Москве, Ростове-на-Дону и в Волгограде.
- Неэффективная пространственная организация страны влечет за собой рост расходов на поддержание инфраструктуры. По оценке экспертов института Брукингса ежегодные потери РФ от неэффективной пространственной организации оцениваются в 2,25-3 процента ВВП в год.
- Более 50 процентов населения страны живет вне зоны экономического роста, который сосредоточен всего в 140 точках из 1027 городов и поселков городского типа и примерно 152 тысяч сельских населенных пунктов. Данный разрыв в развитии становится основным социальным противоречием, порождающим политические конфликты в стране. Несмотря на усилия центра по выравниванию социально-экономического положения субъектов федерации, диспропорции продолжают увеличиваться.
- Новая система расселения и пространственная организация РФ формируются хаотично и закрепляют в первую очередь сырьевую специализацию страны и транзитный характер развития многих ее регионов. Причем, во многом этот процесс поддерживается иностранными "игроками", которые заинтересованы в такой сырьевой функционализации России. Наиболее конкурентноспособной на мировом рынке частью страны оказываются сырьевые зоны. Они стягивают на себя проектные мощности, поглощают свободные капиталы, квалифицированную и мобильную рабочую силу, постепенно становятся спонсорами общенациональных политических процессов, придавая им выгодную для себя направленность.
- В геоэкономическом отношении Россия вряд ли может считаться великой державой. В настоящее время она обладает всего полутора регионами – Москвой и 0,5 региона в виде вместе взятых: Санкт-Петербурга, комплекса краснодарских портов и Владивостока. Для такой большой страны, как Россия, этого явно недостаточно.
Четко представлять ситуацию, владеть информацией - это уже половина успеха. Конечно же, на совместном заседании двух ассоциаций прозвучало и немало рецептов, конкретных предложений по развитию макрорегиона. Были среди них и достаточно курьезные. Так председатель Комитета Госдумы РФ по собственности Виктор Плескачевский предложил губернаторам добровольно делегировать часть своих исполнительных функций Ассоциации экономического взаимодействия, сделав их предметом совместного ведения, планирования совместного управления средствами. Например, построил дорогу губернатор по своей области и на границе с соседней она обрывается. Вот если бы финансы были объединены, то дорога была бы построена полностью…
Виктор Семенович еще продолжал степенно развивать свою мысль, а в зале уже нарастал ропот. Последнюю фразу практически уже невозможно было расслышать. Наконец, не выдержал Илья Клебанов:
- Вы сейчас серьезные "гвозди" забивали. Наша ассоциация – общественно-консультативная структура. О какой же передаче ей полномочий можно говорить?
- У губернаторов и так все, что возможно забрали на федеральный уровень, - горестно заметила Валентина Матвиенко. Тема "передачи полномочий" явно задела губернатора за живое. Плескачевский пытался вяло парировать, но Клебанов привел просто "убийственный" аргумент:
- Сегодня, чтобы получить лицензию на вывоз мусора, надо обращаться в федеральную структуру. Вот уже до чего дошло. Просто "караул!".
Завязалась жаркая дискуссия, которую с улыбкой остановила Валентина Матвиенко:
- Мы вам не мешаем?
Завершая заседание, все обратились к заранее подготовленному проекту. Прозвучало несколько поправок, но прошло предложение председателя Мурманской областной Думы Павла Сажинова, который высказался за полную переработку проекта, "поскольку в нем есть несколько оскорбительных для регионов моментов". Возражать мурманчанину не стали.
Напоследок избрали новых президента и вице-президента экономической ассоциации. Валентину Матвиенко сменил Владимир Торлопов (Глава Республики Коми), а Вадима Тюльпанова (Председатель ЗС Санкт-Петербурга) – Иван Кулаков (Председатель Госсовета Республики Коми).

Людмила Елагина