"Карелия", № 35 (1313), 5 апреля 2005 года. "Выступать единым фронтом"

14 апреля 2005 г.
Большей частью они касались реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" (№ 131), но не обошли депутаты стороной и печально известный 122-й закон, которым монитизированы льготы отдельным категориям граждан.
На заседании были заслушаны и обсуждены так же доклады о реализации государственной молодежной политики в субъектах Северо-Запада, о переподготовке и повышении квалификации кадров местного самоуправления, о концепции развития транспортной инфраструктуры региона, о мерах по предотвращению развала дорожной отрасли России (подготовлено обращение к Президенту и Председателю Правительства) и ряд других.
Председатель ЗС РК и одновременно Председатель ПАСЗР Николай Левин от имени карельских депутатов внес предложение принять обращение к Госдуме и Правительству Российской Федерации "О некоторых проблемах, связанных с реализацией федерального закона № 131". Причиной тому послужило то, что изменения в федеральном законодательстве, призванные создать необходимые условия для этого процесса оказываются недостаточными. Законодательные и исполнительные ветви власти субъектов РФ вынуждены искать пути решения серьезных проблем, связанных с разграничением собственности на государственную и муниципальную.
В обращении 17 пунктов. В них конкретные предложения по внесению изменений в федеральные законы, а так же просьба ускорить разработку и принятие дополнительных законов. Все пункты обращения безоговорочно были поддержаны членами Парламентской ассоциации. Более того, заместитель Председателя ЗС Ленинградской области Андрей Нелидов предложил дополнить обращение восемнадцатым пунктом, в котором должно быть сказано, что "если не будут приняты предлагаемые 17 поправок, внедрение 131-го закона будет даже опасным". С его предложением согласились, но с условием все же подобрать более мягкую формулировку.
В перерыве, присутствовавший на заседании ассоциации депутат ЗС РК Владимир Матросов, так прокомментировал обсуждение этого вопроса:
- Центр – он ничего не созидает, он сейчас в тех устоях, которые завоевал. Пытается сохраниться, выдавая какие-то немыслимые, исключающие жизнь и самих себя законы. Объединение, которое называется Парламентская ассоциация – очень полезный орган. Он пытается, объединив депутатов региона, создать серьезный противовес центру. Поскольку мы все же лучше знаем, что творится на местах. К сожалению, ассоциация не обладает законодательной инициативой, но когда точка зрения одиннадцати регионов совпадает, концентрируется и выливается в общие требования к центру – это очень полезно и значимо. Возникает много нелепых ситуаций в связи с тем, что реформа носит несколько коньюктурный характер. Все хотят успеть побыть реформаторами и часто из-за этого возникают ошибки.
С Председателем ЗС РК Николаем Левиным разговор состоялся более обстоятельный.
- Во-первых, я удовлетворен тем, что сегодня было принято предложение Карелии о включении в состав Президиума председателей постоянных комитетов Парламентской ассоциации. Мы хотим, чтобы работа ассоциации носила плановый характер, чтобы было серьезное взаимодействие между комитетами и президиумом, тщательнее готовились вопросы. Самое главное – чтобы у председателей комитетов был прямой интерес активнее поднимать и обсуждать самые разные темы и выносить их на заседание ассоциации.
- Все же во многих выступлениях звучала тревога о том, как на практике будет проходить реформа местного самоуправления. Наверняка и у вас есть на этот счет серьезное беспокойство.
- Конечно же, есть. Потому Карелия и выступила с инициативой принять обращение в адрес Правительства России и Государственной Думы, в котором говорится о том, что ряд законопроектов и положений пока не отрегулированы федеральным законодательством. В частности, 122-й закон говорит о разграничении полномочий между уровнями власти. Он в принципе их уже разграничил, но по 131-му закону ряд вопросов еще не решен. Как это будет происходить, в какие сроки… Вопросы собственности – самые главные, без нее ни один муниципалитет не сможет иметь свою доходную базу, не сможет строить ни налоговую, ни бюджетную политику. Это нас беспокоит, но мы надеемся, что нас услышат, во всяком случае, я верю в это.
131-й закон принимается уже несколько по-другому, нежели 122-й. Есть регионы, в которых был проведен эксперимент, в частности, в Новосибирской области (и он признан положительным), в Ставропольском крае. Поэтому можно рассчитывать, что ошибок, неудач будет гораздо меньше.
- Если все же не успеют принять предложенные вами поправки, ведь времени осталось совсем мало?
- Это представить просто невозможно. Кроме того, я являюсь членом президиума Совета Законодателей России, и там буду отстаивать принятое сегодня обращение. Попрошу, чтобы оно было обсуждено на заседании. Думаю, что Государственная Дума нас услышит. Надеюсь на помощь председателя президиума Сергея Миронова и авторитет Совета Федерации.
Тесно переплетался с предыдущим вопросом следующий – о подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров местного самоуправления. Он вызвал не меньшие эмоции у членов Парламентской ассоциации. Прения по нему открыла председатель Комитета по законодательству и местному самоуправлению Госсовета Республики Коми Людмила Завьялова.
- Непонятно, что в стране происходит, мы лишь приблизительно это представляем. Еще год назад на научно-практической конференции по реализации 131-го закона, которая проходила в Пскове, прозвучало предложение создать при нашей Парламентской ассоциации научно-экспертный совет. Работать он может при каком-нибудь вузе. Такой совет необходим, поскольку он сможет давать оценку нашему обществу, которая бы учитывалась при подготовке серьезных законов, каковыми стали обсуждаемые нами 122 и 131. Этот орган станет хорошим подспорьем, мы сможем вырабатывать наши решения, опираясь на серьезную аналитику. Предлагаю вернуться к рассмотрению этого предложения.
Людмила Васильевна рассказала коллегам, что в ближайшее время в Коми будет создан институт публичных лекций, который поможет общаться с избирателями и разъяснять им суть законов и реформ. Но этот проект не решит проблем, связанных с подготовкой кадров для местного самоуправления.
- У нас будет избрано 1200 депутатов сразу, многие из них просто оторваны от жизни. Средств массовой информации в нашей республике великое множество, и какие только аналитики в них не выступают! Но их рассуждения далеки от реальной ситуации. Мы просто не знаем, где будем готовить кадры. Недавно заплатили Академии госслужбы большие деньги (60 тысяч рублей за двоих), но наши сотрудники вернулись очень недовольные. Они получили устаревшую информацию, заканчивающуюся 1995 годом.
Беспокойство Людмилы Завьяловой разделили депутаты и из других регионов. Один из них высказался довольно резко: чего уж лукавить, поселения в основном возглавят люди от сохи, многие из которых едва среднюю школу - то окончили. Где и когда их учить – большой вопрос.
- В нашей Ленинградской области будет 222 главы местного самоуправления, - продолжил прения Андрей Нелидов. Наверняка большая их часть не будет иметь опыта работы и необходимых знаний, а значит, они не будут нормально работать,
- Подготовленный проект решения сам за себя говорит о многострадальной проблеме подготовки и переподготовки кадров, - согласился Николай Левин.
С конкретным предложением выступила председатель Комитета по социальным вопросам ЗС Санкт- Петербурга Наталья Евдокимова:
- Двенадцать вузов страны участвуют в реализации программы подготовки кадров. Деньги выделяются немалые, так что, необходимо проводить конкурс.
Ее слова вызвали целый поток реплик:
- Мы можем только рекомендовать, а решение за федералами. Если они захотят дать деньги какому-то конкретному вузу, то и дадут, нас не спросят.
- Главное "выбить" деньги, а кому они пойдут - дело десятое.
- Готовить кадры надо на местах. Если всех отправлять с Москву и Питер, то кто работать - то будет!
Исключив из проекта "подготовку", оставив лишь переподготовку кадров, проголосовали "за".
Директор по связям с общественностью и СМИ группы компаний "Бизнес-альянс" Эдуард Николенко так прокомментировал обсуждение вопроса:
- Сегодня в полемике прозвучала мысль проректора Северо-Западной Академии госслужбы о том, что государство уделяет недостаточное внимание финансированию подготовки и переподготовки специалистов муниципального звена. Сложившаяся мировая практика такова, что все крупнейшие университеты Запада, США львиную долю средств зарабатывают сами, чтобы выжить и быть на острие атаки в подготовке кадров, в том числе и для государства.
Представитель от Коми посетовала, что у нас нет так называемых срезов общества в сложный переходный период. Да, сегодня решается масса проблем и возникает множество нестыковок, даже государственные служащие не могут сориентироваться в многообразии проблем. Те же университеты, та же Академия госслужбы могли бы взять на себя львиную долю социологических исследований, в том числе получить госзаказ на изучение мнения населения. Не опираться же нам постоянно только на центр изучения общественного мнения!
Прозвучала замечательно здравая мысль, что если ты располагаешь научным потенциалом, если ты конкурентоспособен – выживай в новых условиях хозяйствования и не проси у государства денег, докажи свою состоятельность, участвуя в конкурсе. Однако, многие хотят просто получать дотации, не прилагая никаких усилий.
Когда заговорили о практике реализации федерального закона №122 (о монетизации), представитель питерцев Андрей Нелидов суммировал:
- Трудности у всех одинаковы: отсутствие финансового обеспечения региональных льготников. Считаю, что необходимо придти к пониманию, что все они должны обеспечиваться одинаково из федерального бюджета. Равными средствами, перечисляемыми либо на региональные бюджеты, либо из федерального округа. Нужно побудить правительство принять решительные меры по перераспределению полномочий и уравниванию ветеранов труда и тех, кто не имеет такого статуса. Необходимо кратное повышение пенсий, а не вносить лишь небольшие корректировки. Надо уйти от самого понятия "социальный пакет", заменив его достойным денежным содержанием.
Эмоционально и достаточно резко земляка поддержала Наталья Евдокимова:
- Лишь когда граждане вышли на улицы - только тогда нас услышали. Работа ведется не в правовом поле, а методом митинговщины. Огрехи, которые были допущены при принятии федерального закона, легли тяжким бременем на плечи субъектов РФ. Потому что центр далеко и высоко, а мы здесь, рядом. Значит, виноваты мы - местная власть, местные депутаты. Практически невозможно доказать, что не мы тут виноваты, не мы принимали этот закон.
С моей точки зрения причиной всего стала последовательность неверных шагов федеральных властей. Начиная с полного провала пенсионного обеспечения, которое нивелировало все заслуги граждан и уравняло пенсии от никаких до очень маленьких. Реформа просто поставила проблему с ног на голову. Пенсия должна быть большой, а добавки небольшими. У нас же добавки соразмерны с самой пенсией и люди, естественно, за них бьются. Мало того, что центр декларировал эти суммы, но он их еще и не выплачивает.
Со спокойной душой председатель регионального отделения пенсионного фонда по Санкт-Петербургу и области докладывает: к марту мы уже добились того, что только у одного процента граждан что-то не в порядке с пенсиями. Один процент – это 13800 человек! До сих пор многие либо вообще не получают пенсии, либо получают только страховую или базовую. Они запутались окончательно, у стариков нередки инфаркты и инсульты. Вот к чему мы пришли, не подготовившись к новой системе, не отладив ее. Аналогичная ситуация и в других регионах.
А уж с лекарствами… Я считаю, что это просто афера века! Выбрать всего две фирмы, которые поставляют активированный уголь, пурген и аспирин, а тех лекарств, которые нужны – да их просто нет. У меня отец – инвалид войны, ему нужны сердечные препараты. Я потратила неделю, чтобы получить для него рецепт. Вчера, наконец, пошла в аптеку, но бесплатного лекарства там не оказалось. Мне объяснили, что "федералы", мол, деньги не прислали. Купила отцу таблетки за 420 рублей, а ему сказала, что выдали бесплатно, чтобы не переживал.
На Санкт-Петербург выделено 4,5 миллиарда рублей на лекарства (для некоторых регионов эта сумма соизмерима с годовым бюджетом). Из этой гигантской суммы 34 процента идут на накладные расходы, а на оставшиеся деньги были выделены препараты (я уже сказала какого уровня). Разом расчистили все залежи на складах. Просто гениально!
Категорически неподготовленная система вызвала негатив ко всей монетизации льгот, загнала ее в тупик. Люди к слову реформа относятся теперь как к ругательному и любая последующая (а следом идет жилищная), это будет просто атас! Не надо сглаживать ситуацию и говорить, что "реформа дает отдельные сбои". Надо четко и ясно сказать: во многих регионах она не работает. Огромные бюджетные деньги тратятся или не по целевому назначению, или не оптимально. Нам надо четко и безапелляционно определить свое отношение к реформе.
Практически ни один депутат не остался в стороне от обсуждаемых вопросов. Как выяснилось, во всех областях и республиках проблемы одни и те же. Значит, можно и нужно решать их сообща, выступая единым фронтом, используя не только авторитет региональных органов власти, но и Парламентской ассоциации. Не бороться с федеральным центром, а помогать ему, открывая глаза на реальное положение дел – таким был главный вывод очередной конференции ПАСЗР.

Людмила Елагина