"ТВР-Панорама" № 12 (673), 23 марта 2005 г.Владимир Федоров: "Битву на дорогах должен остановить закон"

23 марта 2005 г.
В прошлом году, как свидетельствует статистика, в результате дорожно-транспортных происшествий в России погибли 34,5 тысяч человек, свыше 250 тысяч получили ранения различной степени тяжести. Другими словами, только за один год в ДТП гибнет в два раза больше граждан, чем за все годы афганской войны.
И представителям власти, и всем пользующимся автомобилями ясно, что эту ситуацию нужно как-то переломить, потому что, если этого не сделать, то в будущем будет только хуже – такая, отнюдь не радующая, прослеживается тенденция.
Помочь в наведении порядка на дорогах взялся Центр стратегических разработок (ЦСР), специалисты которого по заявке Департамента безопасности дорожного движения полгода исследовали весь комплекс проблем дорожного движения в России и пришли к определенным выводам. Подготовленный ими доклад был обсужден участниками семинара, на котором одним из экспертов стал карельский сенатор, в недавнем прошлом "главный гаишник страны" Владимир Федоров.
Сегодня он наш собеседник.

– Владимир Александрович, что это за организация с таким "глобальным" и все-таки не совсем понятным названием - Центр стратегических разработок?
– "Центр стратегических разработок" был создан в декабре 1999 года под руководством Германа Грефа, тогда занимавшего пост первого заместителя министра госимущества. Учредителями его стали научные и экспертные организации: Высшая школа экономики, Институт народно-хозяйственного прогнозирования Российской академии наук, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России, Рабочий центр экономических реформ при Правительстве России, Институт экономического анализа.
Первоначально ЦСР являлся площадкой для проведения экспертных обсуждений разрабатываемых в Правительстве нормативно правовых и концептуальных документов. В настоящее время он развивается как самостоятельный научный центр, осуществляющий поддержку и разработку различных направлений реформ для органов государственной власти.
Словом, это серьезная и авторитетная организация.
– Так что же предлагает ЦСР в деле повышения безопасности на наших дорогах?
– Разработчики ЦСР поставили перед собой конкретную цель – снизить к 2008 году число погибших в ДТП в два раза. Чтобы добиться этого результата, предложен комплекс мероприятий. В марте все материалы, которые были представлены вниманию участников семинара, ЦСР предполагает переработать в план первоочередных мер для обсуждения на уровне правительства. А уже к лету будет подготовлен ряд законопроектов, предусматривающих поправки в КоАП, закон "О милиции" и некоторые другие регламентирующие документы. Я же предложил разработчикам вначале уделить внимание главному и поработать над новой редакцией федерального закона "О безопасности дорожного движения", потому что со времени его принятия, то есть с 1995 года, у нас в стране прошли большие перемены и, в частности, существенно изменилась система управления, а, значит, изменились и финансовые потоки.
– Какие конкретно меры по наведению порядка на дорогах предлагают сотрудники Центра?
– Новое нередко бывает хорошо забытым старым. Ну, например, по мнению разработчиков мы должны вернуться к более строгим наказаниям при повторных нарушениях правил дорожного движения. В этом начинании я их полностью поддерживаю. А то сегодня хоть каждый перекресток проезжай на красный свет, штраф, мало того, что будет небольшим, но еще и все время одним и тем же. Статистика же неопровержимо свидетельствует, что, как только смягчаться меры, применяемые к злостным нарушителям, так тотчас начинает расти число погибших в ДТП.
– По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), если помощь пострадавшему оказывается в течение 9 минут после аварии, то в 90 процентов случаев его жизнь можно спасти. А если медики занялись пострадавшими через 18 минут после случившегося ДТП, то выживет из них лишь 15 процентов.
Есть и другая статистика: в момент случившегося дорожно-транспортного происшествия погибает 3 процента пострадавших, 55 процентов – после ДТП и до прибытия в больницу и 42 процента – уже непосредственно в лечебных учреждениях. Поэтому разработчики ЦСР предлагают усовершенствовать систему взаимодействия медиков, автоинспекторов, спасателей и пожарных. Это должно регламентироваться соответствующим законом. Так делается во многих странах. Придется подправить и некоторые существующие документы и законодательные акты, потому что, к примеру, в системе подготовки сотрудников ГИБДД нет соответствующих медицинских дисциплин и, более того, формально они даже не имеют права оказывать первую медицинскую помощь.
– Как человек, много лет управляющий машиной, я не понаслышке знаю, какую потенциальную опасность представляют на дороге новички, те самые, которых в просторечье называют "чайниками". Могу рассказать о десятках случаев – и смешных, и не очень… Что предлагает в этом вопросе ЦСР?
– Это очень серьезная проблема. На семинаре отмечалось, что молодые водители в любом случае подвергаются большему риску и часто попадают в аварии, а в российских условиях, при слабости подготовки, возможности "покупки" прав, простоте сдачи экзаменов на права "экстерном", этот риск возрастает многократно. К тому же, при действующей системе подготовки, водители практически сразу забывают большую часть правил дорожного движения и не испытывает потребности в их повторении, у них практически отсутствует мотивация к повышению водительского мастерства.
Специалисты ЦСР считают необходимым изменить порядок получения водительских прав. Например, ввести двухлетний испытательный срок, на время которого на каждого новичка налагаются серьезные ограничения. Такое правило существовало в нашей стране до 1990 года. Водитель- новичок после успешной сдачи экзаменов получал временное удостоверение, которое мог поменять на постоянное – без повторной сдачи экзаменов – только в том случае, если два года ездил без нарушений ПДД.
Имеется в этой области и зарубежный опыт. Так, в Новой Зеландии, молодым водителям запрещается водить транспортное средство с 22.00 вечера до 5.00 утра и перевозить пассажиров младше 20 лет. В США и Канаде новичок не может перевозить в своей машине пассажиров, за исключением членов семьи, Для него действуют более строгие ограничения по скорости, его могут лишить прав за такое нарушение, за которое "нормального" водителя просто оштрафуют.
ЦСР предлагает ввести в России для новичков не только испытательный срок, но и второй экзамен на знание правил дорожного движения, который они должны будут сдавать через год после сдачи первого и получения прав. Как практически реализовать этот замысел, специалисты ЦСР пока думают.
– Что еще для снижения смертности на дорогах предлагаю специалисты ЦСР?
– Они напоминают о ремнях безопасности. По данным ВОЗ, если их использует 70-80 процентов водителей, то смертность и тяжелый травматизм сокращается на 40-65 процентов. В нашей стране за непристегнутый ремень можно получить предупреждение, а в Англии это "стоит" в пересчете на у.е. более 700 долларов. Поэтому там о ремнях безопасности помнят даже самые забывчивые. Кстати, обратите внимание, во всех западных фильмах полицейские, садясь в машину, перво-наперво пристегиваются. Я всегда ратовал за то, чтобы это полезное правило распространялось на всех берущихся за руль, в том числе и на сотрудников ГИБДД,
– Владимир Александрович, вы всегда были горячим сторонником введения "автогражданки" и говорили, что это будет очень сильный экономический рычаг для наведения порядка на дорогах. ОСАГО ввели, а порядка не прибавилось.
– Данный закон требует доработки – вот тогда он и начнет действовать. На парламентских слушаниях "О ходе реализации федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" отмечалось, что базовая ставка автостраховки завышена, и ее необходимо пересмотреть в сторону уменьшения, что необходимо откорректировать коэффициенты наличия или отсутствия страхового случая, потому что прослеживается явное несоответствие между поощрением и наказанием и так далее.
В прошлом году верхняя палата Российского парламента разработала законопроект об изменениях и дополнениях некоторых статей этого закона, который был направлен в Государственную думу. Мы, в частности, предлагали учесть интересы наиболее незащищенной части населения страны. Направленный нами документ был направлен на снижение финансовой нагрузки на эту категорию граждан. Мы предложили инвалидам 1 и 2 групп и пенсионерам по старости предоставлять 50-процентную скидку по уплате страховой премии по договору обязательного страхования, а минимальный срок страхования вместо полугода снизить до трех месяцев. Ведь многие пожилые люди используют машину только для того, чтобы добраться до своей дачи, а осенью вывезти выращенный урожай. Можно пойти еще дальше и ввести "страховку выходного дня", как это делается, например, в соседней Финляндии.
Этот законопроект до сих пор находится без движения в Госдуме.
– Иными словами, сегодня наше государство далеко не в полной мере заботится о безопасности на дорогах.
– К сожалению, это так. Политическая невостребованность в области безопасности дорожного движения видна, что называется, невооруженным глазом. В той же Госдума полтора года лежит моя законодательная инициатива о том, чтобы убрать поправку господина Похмелкина по запрещению инструментального контроля. Вся страна давным-давно использует средства диагностики, потому что, пиная колеса, давления в шинах не определишь, я уж не говорю о большем. Тем не менее, именно законодательство сдерживает сегодня внедрение техники.
В прошлом году я дважды обращался в Правительство, чтобы не ликвидировали Правительственную комиссию, влияние которой было трудно переоценить. Тем не менее, комиссию распустили и теперь МВД наделили несвойственными функциями по обеспечению безопасности дорожного движения.
Но главное – и эту мысль я хочу еще раз подчеркнуть – нам необходимо пересмотреть федеральный закон о безопасности дорожного движения. Просто латанием пробелов и отдельными поправками здесь не обойтись. Необходима новая редакция. Битву на дорогах должен остановить закон.
Интервью вел
Валерий Верхоглядов