"Курьер Карелии", №23 (923), 10 февраля 2005 года. "Карельский транзит"

11 февраля 2005 г.
5 февраля на телеканале "Россия" в рамках постоянно действующего "Клуба сенаторов" была обсуждена одна из наиболее актуальных тем сегодняшней действительности - "Совершенствование транспортной инфраструктуры страны и меры по реализации Федерального закона № 122".
В дискуссии приняли участие члены Совета Федерации Владимир Федоров, Вячеслав Новиков, Сергей Шатиров, а также председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Люлин, министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин и глава департамента госполитики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Евгений Москвичев.
Многие смотревшие передачу, отметили активную позицию нашего земляка Владимира Федорова, целеустремленно и последовательно отстаивавшего интересы Карелии.
В своем обращении к министру транспорта РФ Игорю Левитину он отметил сегодняшнее состояние автодороги "Кола", которая проходит по территории Карелия и связывает Санкт-Петербург с Мурманском, а также напомнил о замороженном ныне проекте по созданию транспортного коридора "Финляндская граница – Урал".
"Возвращение к данному проекту – вопрос далеко не праздный, - сказал Владимир Александрович. – Скорейшее его воплощение в значительной степени позволит решить проблему доступности северных российских территорий. Эта построенная "дорога жизни", без сомнения, будет способствовать продуктивной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов и, без сомнения, скажется на снижении транспортной составляющей в цене многих товаров и услуг".
Игорю Левитину был адресован и вопрос по обеспечению полноценной загрузкой не только Выборгского, но всех других погранпереходов на границе с Финляндией. Карелия в одиночку не в силах этого сделать, и наиболее реальный и экономически целесообразный выход в данной ситуации – включить ведущие к погранпереходам дороги в федеральную транспортную сеть.
Министр транспорта Игорь Левитин заявил, что все обозначенные карельским сенатором проблемы будут внимательно рассмотрены и, более того, учтены в подготавливаемой ныне Министерством транспорта программе "Транзит".

Наша справка
Формат дискуссионной передачи "Клуб сенаторов" не позволил Владимиру Федорову углубиться в историю вопроса о строительстве транспортного коридора "Финляндская граница – Урал". Поэтому, считаем необходимым напомнить, что семь лет назад (в 1998 г.) руководителями пяти регионов, а именно: Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской, Пермской областей и Коми-Пермяцкого автономного округа был подписан меморандум о развитии транспортного коридора "Северо-Запад – Урал".
Разработанный проект федеральной целевой программы по созданию трассы от границы с Финляндией до Урала по поручению Правительства РФ в сентябре 2002 года был рассмотрен Министерством транспорта России. В представленном заключении говорилось, что Минтранс положительно относится к идее транспортного коридора и предложению правительства Республики Карелия по привлечению на его строительство внебюджетных источников финансирования, однако само финансирование в 2002 году не представляется возможным, а проект Программы внешних заимствований на 2003 год уже сформирован и представлен на рассмотрение Государственной думы.
В дальнейшем к данному вопросу уже не возвращались. Между тем строительство такого транспортного коридора позволило бы значительно сократить расстояние между пунктами добычи сырья и базовыми районами его переработки, равно как и рынками сбыта. Для Архангельской области, например, этот путь стал бы короче на 600 км, а для Республики Коми и Коми-Пермяцкого автономного округа более чем на 1000 км.