"Карелия", №146 (1277),28 декабря 2004 года."Снова споры о земле" - репортаж Л.Елагиной с заседания комитета по агропромышленной политике и развитию села ЗС РК

29 декабря 2004 г.
Очередное заседание комитета по агропромышленной политике и развитию села Законодательного Собрания РК проходило бурно. На повестку дня было вынесено сразу несколько законопроектов: "О продовольственном фонде РК", "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно", "О предотвращении незаконного оборота земель на территории РК", "О разграничении полномочий органов государственной власти РК в сфере регулирования земельных отношений".
Как пояснил собравшимся членам комитета, представителям органов исполнительной власти и журналистам Владимир Степанов, необходимость разработки первого законопроекта вызвана тем, что работники сельского хозяйства Карелии не могут найти рынка для реализации своей продукции.
Сельскохозяйственная ярмарка проходит слишком поздно, она не дает возможности аграриям продать выращенный урожай. В то же время в республику завозится огромное количество овощей, картофеля, мяса, молочной продукции из других регионов Российской Федерации, из-за границы и у муниципальных, республиканских и федеральных органов власти находятся средства для оплаты этой продукции. Крестьяне Карелии оказались не защищены от продуктовой интервенции. Потому и предлагается принять закон, в котором будет обозначено, что продукция, произведенная в Карелии, попадает под контроль республиканских органов власти и парламента. Подобные законы разработаны и уже действуют в ряде областей России.
Председатель комитета привел такие данные: по данным 1990 года в Карелии производилось 175 тысяч тонн молока, сегодня же только 50, но и его сложно продать. Производство мяса с 25 тысяч тонн сократилось до трех, на 20 процентов снизилось производство картофеля, а яйцо в республику завозим теперь из Челябинска и Тюмени. Владимир Степанов выразил надежду, что Министерство экономического развития поддержит инициативу депутатов-аграриев.
Однако, вопреки ожиданиям, начальник отдела развития потребительского рынка Министерства экономразвития РК Валентина Сабурова высказала сомнение в целесообразности принятия подобного закона. Она объяснила свое несогласие тем, что в предлагаемом законопроекте нет экономического обоснования.
- Мы не знаем, хорошо или плохо, если он будет принят. С точки зрения производителей продукции он, безусловно, необходим. Труженики села будут знать, какое количество продукции им надо выращивать, для того, что бы она была востребована. Но на сегодняшний день мы не знаем, сколько именно и каких продуктов требуется для учреждений социальной сферы, для школьного питания. Все надо тщательно просчитать - выгодно это будет республике или нет. Поскольку часть сельхозпродукции в Карелии вообще не производится, а что-то дешевле закупать за ее пределами.
Подобные законы, как правило, принимают хорошо развитые сельскохозяйственные регионы, на севере же нет такого прецедента. В принципе можно обсудить законопроект и дать какое-то время на подготовку экономического обоснования. Это должно сделать Министерство сельского хозяйства, поскольку оно занимается продовольственным фондом и выступает государственным заказчиком. Конечно, не останется в стороне и Мингоссобственности, социальные министерства. Вполне возможно, что принятие такого закона будет выгодным и целесообразным, но нужно иметь максимум доводов, потребуется значительное время для подготовки расчетов.
Кроме того, в соответствии с федеральными законами, закупки надо будет производить на конкурсной основе. В республике внедряется автоматизированная система государственного заказа и как только это произойдет, мы сразу будем видеть какова потребность каждого министерства, сколько необходимо бюджетных средств. Только после этого можно будет обсуждать данный проект закона.
Похоже, председатель комитета не ожидал такой позиции от представителя исполнительной власти.
- Что касается экономического обоснования, то мы просто не ставили перед собой такой задачи. Как проходят аукционы, мы все прекрасно знаем. Хотя бы на примере лесных и аукционов на поставки. Какова биологическая потребность человека в мясе, молоке, овощах – эти цифры известны, количество населения тоже, так что на доработку законопроекта потребуется не больше недели.
С Владимиром Степановым согласилась его заместитель Людмила Афанасьева. Хотя, в ее выступлении прозвучало и то, что вызвало сомнение у Валентины Сабуровой.
- У нас в Сортавале складывается аналогичная ситуация. Все хранилища заполнены отличной продукцией, а продавать ее некому. Потому что в своих магазинах лежит более дешевая продукции из средней полосы. Даже картофель завезен из Белоруссии! Наш товаропроизводитель остается невостребованным, ему надо помочь.
Представитель Главы РК в Законодательном Собрании Валерий Бессонов постарался привести стороны к единому знаменателю:
- Несомненно, предмет для разговора есть. Предлагаю направить данный проект вице-премьеру по социальным вопросам, в министерства и получить от них предложения. Надо создать нормальный документ, подойти к принятию закона осмысленно и осознанно. Если же вы хотите похоронить эту идею – тогда можете спешить.
Член комитета Алексей Федотов парировал:
- Мы осмысленно и осознанно привели сельское хозяйство к сегодняшнему состоянию. Годами недодавали сельскому хозяйству деньги, теперь, наконец-то, начинаем потихонечку увеличивать финансирование, восполнять упущенное. Как можно предлагаемый закон называть экономически невыгодным для государства! Вы знаете, как сегодня формируется государственный заказ? Политикой ценообразования занимаются те низовые предприятия, которые закупают эту продукцию. Контроля, по сути, нет, закупочные цены в бюджетных организациях бывают значительно выше рыночных. Кроме того, за развитие местных товаропроизводителей "цепляются" такие важнейшие вопросы развития регионов, как рабочие места и налоги.
Валентина Сабурова не сдавалась, и порой диалог переходил в перепалку:
- А если ниже цена и лучше качество завозимой продукции?
- Качество нашей молочной продукции намного выше.
- Но доля молочной продукции составляет всего-то десять процентов!
Владимир Степанов настаивал:
- У нас очень мало времени, нельзя затягивать решение вопроса. Вот-вот начнутся праздники, потом каникулы. Если мы не хотим сорвать весенний сев и выбросить на улицу еще тысячи две рабочих, надо спешить с принятием законопроекта. В этом году село потеряло 2800 рабочих мест, еще два года и его не будет, нам можно будет вообще не собираться. В этом году мы раза три рассматривали вопрос о спасении отрасли животноводства. Глава Республики нас услышал (большое ему спасибо) и выделенные сто миллионов дополнительных дотаций спасут сегодня многие хозяйства. "Славмо" сегодня в трудном положении, количество работающих там уменьшилось вдвое, Сунская птицефабрика прекратила свое существование… Всего-то нужно было десять миллионов дотаций на яйцо, но их не дали, а в этом году республика уже потеряла сто миллионов рублей.
На 2005 год министерство сельского хозяйства довело до совхозов показатели: сколько следует посадить картофеля, овощей, надоить молока. Даже до предприятий, которым пришлось скормить морковь скотине, доводят такие же контрольные цифры. И попробуй не выполнить задание!
Председателя комитета поддержали депутаты Алексей Федотов и Валерий Колоушкин:
- Селяне вынуждены работать и в новогодние праздники, почему бы и сотрудникам исполнительной власти, которых мы содержим за счет налогов, не потрудиться в выходные, чтобы быстрее подготовить необходимые цифры? Если весной кто-то уменьшит посадки овощей в два раза, то к прежним объемам он уже никогда не вернется.
- Меня лично заставили вписать невыполнимые плановые цифры, иначе не будешь получать дотацию.
Людмила Афанасьева пояснила:
- Все предельно просто. Для того, чтобы доказать необходимость дотаций в будущем финансовом году, Минсельхоз берет для расчета определенные объемы производства той или иной продукции и предоставляет их для расчета бюджета. Эти же цифры он вынужден распространять и по хозяйствам. Будет ли реализовано запланированное – большой вопрос.
Несколько раз председатель комитета пытался поставить законопроект на голосование, но жаркие споры все продолжались. Безусловно, хотелось бы поддержать карельских товаропроизводителей, но, придя в магазин, все мы голосуем своими кошельками. Самый отчаянный транжира не станет покупать дорогую продукция, если рядом лежит точно такая же, но дешевле. Экономическая выгода заставила московские агропредприятия отказаться от выращивания помидоров (их дешевле привозить из Турции) и переориентироваться на зеленные культуры. Быть может и нам стоит выращивать лишь то, что хорошо удается?
С предложением выступила депутат Галина Погудалова:
- Учитывая общественно-политическую значимость обсуждаемого законопроекта, предлагаю провести "круглый стол", на который пригласить всех заинтересованных специалистов.
Предложение не прошло, поскольку опять же затягивало работу над законопроектом на неопределенный срок. Большинством голосов решили к началу февраля подготовить все необходимые расчеты и вынести документ на обсуждение Законодательного Собрания.
Посетовав, что на заседание комитета не пришли представители Минсельхоза (хотя и были приглашены), депутаты приступили к рассмотрению остальных вопросов повестки дня. Их обсуждение было не менее жарким.
Владимир Степанов предварил разговор такими словами:
- В 2005 году должны приватизироваться несколько крупных совхозов нашей республики. Необходимо определить порядок предоставления земельных участков работникам приватизированных сельхозпредприятий. Нынешние аграрные предприятия Карелии были организованы на базе колхозов 45 лет назад. Тогда государство забрало собственность, но ничем не рассчиталось с колхозниками. С тех пор производства значительно расширились. При приватизации предприятий для личного подсобного хозяйства надо выделять земли, расположенные рядом с жильем. Каждый должен быть уверен, что если его выбросят с предприятия, то ему всегда дадут землю. Кроме того, какая-то часть средств от продажи предприятий должна поступать в коллектив, а не все в бюджет республики. Предлагаемыми законами мы планируем осуществлять контроль над землей.
Обсуждение предлагаемых законопроектов начала начальник отдела управления и распоряжения земельными ресурсами Министерства государственной собственности РК Ада Ким. Она напомнила, что при приватизации, проведенной в 1991-94 годах, передача земельных участков и имущественных паев осуществлялась бесплатно. Имущество входило в уставный капитал предприятий, а земельные участки предоставлялись в собственность.
- Если бы на тот момент каждому собственнику определили местоположение земельного участка, то такой неразберихи, как сейчас, не было бы. В том же совхозе "Кончезерский" настолько неграмотно были подготовлены документы, что паи были включены в уставный капитал, а на руках у граждан имелись свидетельства.
Если у предприятия не будет земли (всю раздадут гражданам), то в фонде перераспределения останутся самые малопродуктивные земли. Выращенная на таких участках продукция будет настолько дорогой, что акционерные общества просто разорятся. Кроме того, чтобы определить местоположение каждого конкретного участка (пая) потребуются немалые средства - тысячи по три, но где их взять? Сейчас же по федеральному закону если в течение трех лет земля не будет использоваться, то участок будет изыматься из частной собственности в судебном порядке.
Практика показывает, что почти 99 процентов акционеров свою землю не использует, бесплатная передача сельскохозяйственных угодий не рациональна. Если мы хотим, чтобы акционерные общества в дальнейшем работали, им надо предоставлять предмет труда – землю.
С мнением Ады Ким согласился депутат Валерий Колоушкин
- Если всю совхозную землю разделять на паи, предприятие останется без предмета труда. Кроме того, земля земле рознь. В Карелии это в основном бывшие болота, они требуют таких вложений, что их и брать-то никто не хочет. Такая земля никому не нужна, хотя это были лучшие участки.
А депутат Александр Кривкин привел такой пример:
- Я сам был участником приватизации совхоза "Кончезерский". Людям было выделено 1260 гектаров самой лучшей земли. Все документы были оформлены, но межевание не сделали. Сегодня из 700 акционеров лишь один стал фермером и использует свой надел. Остальные участки пустуют, и желающих их взять нет. Качество земель сельхозназначения в последние годы ухудшилось на 30 процентов. Если ею не заниматься, не вкладывать средства, то уже через год-два земля зарастет и упадет в цене. Надо искать эффективных собственников, иначе очень скоро у нас останутся одни лишь управленцы.
Вновь вопрос о земле встал "во весь рост". Как ее распределить, чтобы не обидеть людей и не оставить акционерные общества без предмета труда? Ответа на эти вопросы члены комитета не нашли. Единогласно было принято предложение Валерия Бессонова: направить представленные законопроекты на юридическую экспертизу, поскольку они дублируют федеральные законы и организовать "круглый стол", на заседание которого пригласить всех заинтересованных специалистов. Только после этого вернуться к обсуждению темы. Людмила Елагина