Карельский парламент: социальная поддержка сельских пенсионеров, ужесточение контроля за недропользованием, стратегия развития Карелии до 2010 года

25 октября 2007 г.

В повестке очередного заседания Законодательного Собрания Республики Карелия, которое прошло в Петрозаводске  25 октября, значилось более 20 вопросов.  Депутаты рассмотрели 17 республиканских законов, из них 11 были приняты в окончательном чтении.< xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />

В начале заседания депутаты обсудили Программу экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010 года. Программу, одобренную распоряжением Правительства РК от 20 декабря 2006 года, представил министр экономического развития РК Михаил Юринов. Он отметил, что Программа была обсуждена во всех комитетах Законодательного Собрания, и в окончательном варианте документа учтены замечания и предложения депутатов. 

Программа разработана в соответствии с типовым макетом, определенным для всех субъектов Российской Федерации, прошла согласование в шестнадцати министерствах, ведомствах и учреждениях федерального уровня. В Программе учтены стратегические цели развития республики, интегрированы национальные приоритетные проекты. Основные цели Программы – повышение качества жизни населения, обеспечение устойчивого экономического роста и формирование потенциала будущего развития. Суммарный объем финансирования по Программе – 100636,2 млн. руб., в том числе по источникам финансирования:

- средства федерального бюджета – 13,1%;

- средства бюджета Республики Карелия – 9,3%;

- средства муниципальных бюджетов – 0,1%;

- собственные средства предприятий – 58,1%;

- кредиты коммерческих банков – 12,2%;

- другие внебюджетные источники – 7,2%.

Среди ожидаемых результатов реализации Программы к 2010 году (по сравнению с показателями 2005 года) – рост реальных доходов населения до 20%, создание 9082 новых рабочих мест, повышение объема производства промышленной продукции на 28,2%, и другие. Большое внимание уделено в Программе развитию курортно-рекреационных зон и туризма, развитию горнопромышленного комплекса, транспортно-энергетического комплекса, глубокой переработке сырья. Как отметил М.Юринов, Программа представляет собой стратегию, которую при необходимости можно будет корректировать.

Председатель комитета по экономической политике и налогам Валерий Дубов (фракция «Единая Россия») предложил утвердить Программу, но в будущем в неё необходимо будет внести дополнения, связанные, например, с работой энергетической отрасли. Кроме того, отметил В.Дубов, хотелось бы, чтобы в Программе были отражены более высокие темпы жилищного строительства, в том числе индивидуального жилья.

В результате депутаты одобрили Программу и приняли в окончательном чтении закон РК «О Программе экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010 года».

 

В окончательном чтении принят закон «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О бюджетном процессе в Республике Карелия». Изменения касаются самой структуры закона и сроков рассмотрения проекта бюджета Республики Карелия. Теперь он должен быть представлен в Законодательное Собрание до 15 октября (прежний срок – до 1 ноября), а в окончательном виде бюджет должен быть принят до 8 декабря. В законе появилось положение о том, что Законодательное Собрание будет проводить публичные слушания по проекту бюджета Республики Карелия до принятия его в первом чтении (уже 30 октября в Законодательном Собрании пройдут первые публичные слушания по проекту бюджета РК на 2008 год).   Предусмотрено, что проект бюджета составляется и утверждается сроком на один год (а не на три года). То же самое относится и к проекту бюджета Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования. ЗС РК рассматривает проект закона о бюджете Карелии в трёх чтениях, а проект закона о бюджете фонда – в двух чтениях. Закон также предусматривает контроль за исполнением бюджета РК со стороны Законодательного Собрания, включая право на вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

 

Во втором, окончательном чтении принят  закон «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд». Согласно предлагаемым в законе нормам, на строительство жилых домов и хозяйственных построек (за исключением построек и домов на дачных участках) один раз в двадцать лет жители нашей республики имеют право получить по льготным ценам до 150 кубометров древесины.

 

При обсуждении законопроекта «О некоторых вопросах недропользования на территории Республики Карелия», уже принятом в первом чтении, перед депутатами выступили министр промышленности и природных ресурсов Республики Карелия Лев Шустов и Прокурор РК Олег Дупак. Министр отметил, что законопроект подготовлен в полном соответствии с федеральным законодательством и значительно ужесточает контроль за процедурой предоставления земель недропользователям. Если действующий ранее закон предполагал возможность выделения участков без проведения конкурса, новый законопроект исключает подобную практику. О.Дупак подтвердил, что действующий республиканский закон противоречит, по ряду позиций, федеральному законодательству, и эту ситуацию надо исправлять. Депутаты Валерий Дубов и Николай Ершов (фракция «Единая Россия») предложили принять закон и создать рабочую группу, которая продолжила бы работу по совершенствованию карельского законодательства в вопросах недропользования. После обсуждения большинство депутатов согласилось с этой позицией, закон был принят во втором, а затем в третьем окончательном чтении.

 

Депутаты также приняли в окончательном чтении законопроект «О мерах по реализации на территории РК Федерального закона «Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», ужесточающий правила торговли этими разновидностями алкогольной продукции.

 

Карельские депутаты продолжают системную работу по приведению норм республиканских законов, регламентирующих выборный процесс, в соответствие с нормами федерального законодательства. По мнению Председателя Конституционного комитета Андрея Мазуровского (фракция «Единая Россия»), в республиканских «выборных» законах для карельских правоприменителей должны быть юридически максимально подробно, однозначно и четко раскрыты все возможные ситуации, возникающие в ходе выборной кампании. Этому критерию соответствуют проекты законов РК «О внесении изменений в статьи 5 и 33 Закона Республики Карелия «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления в Республике Карелия» и «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия», принятые Законодательным Собранием в окончательном чтении.

 

В ходе заседания депутаты рассмотрели важный социальный законопроект –  «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия».

Законопроект подготовлен с целью социальной поддержки пенсионеров, проживающих за пределами городов, и проработавших не менее десяти лет в муниципальных и государственных учреждениях в сельской местности РК и в поселках городского типа врачами, провизорами, медицинскими или фармацевтическими работниками, социальными работниками учреждений социального обслуживания населения, а также специалистами учреждений культуры.

Форма социальной поддержки, предусмотренная законом – освобождение данной категории пенсионеров от оплаты жилой площади с отоплением и освещением, независимо от вида жилищного фонда. Изменения коснутся 970-ти человек из вышеназванной категории, проживающих на селе и получающих пенсию. Правительство РК, понимая необходимость поддержки этой категории жителей республики, изыскало источник финансирования в размере 7 млн. рублей. Закон принят в третьем и окончательном чтении и вступит в силу с 1 января 2008 года. Кроме того, будет четко определен срок принятия подзаконного акта и меры ответственности за исполнение закона.

 

В третьем чтении был рассмотрен законопроект «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Карелия». После утверждения поправок, поступивших после второго чтения, депутаты приняли закон в окончательной редакции. Законопроект оговаривает ряд прав, которыми будет наделен карельский омбудсмен, а так же особенности его избрания. В последней редакции закона расширяется круг лиц, предлагающих кандидатуру Уполномоченного по правам человека. В частности, помимо Главы республики, вносить свои кандидатуры смогут субъекты, наделенные законодательной инициативой в соответствии с Конституцией республики, в том числе – общественные организации.

 

Также в окончательном чтении были приняты и направлены на подпись Главе Республики Карелия законы «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» и «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Сегежского муниципального района».

 

Законопроект «О Центральной избирательной комиссии Республики Карелия», подготовленный ЦИКом РК как субъектом законодательной инициативы, представила депутатам секретарь карельского ЦИКа Наталья Баринова. Проект закона направлен на приведение выборного законодательства Республики Карелия в соответствие с российскими Законами. После его рассмотрения парламентарии принял решение одобрить законопроект в первом чтении и определили конечным сроком внесения поправок от субъектов законодательной инициативы 10 ноября 2007 года.

 

В первом чтении принят и законопроект «Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений» (законодательная инициатива Главы Республики Карелия). Речь в нём идет о заготовке древесины для отопления, ремонта и строительства образовательных и общеобразовательных учреждений, учреждений уголовно-исполнительной системы, при вырубке в целях расчистки леса и проектно-изыскательских работ и т.п.

 

Три законопроекта представила депутатам автор законодательных инициатив Лидия Суворова (фракция «Российской партии Пенсионеров»). Проект закона РК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» подготовлен для приведения отдельных положений данного закона в соответствие с федеральным законодательством. Ранее он не содержал перечня прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий, порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий. Необходимо включить в Закон и перечень материальных средств, необходимых для осуществления органами местного самоуправления переданных им полномочий.

Следующий законопроект - «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» -  дополняет действующий закон нормами, определяющими условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных полномочий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, находящихся и (или) обучающихся в государственных учреждениях РК.

Третий законопроект, внесённый Л.Суворовой, - «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Республике Карелия» - дополняет закон нормами, определяющими условия и порядок прекращения органами местного самоуправления переданных им отдельных полномочий по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях и государственных образовательных учреждениях РК), за исключением социального обслуживания указанных категорий граждан в государственных учреждениях социального обслуживания РК.

 

Депутаты рассмотрели проект закона РК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Карелия государственными полномочиями по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (законодательная инициатива Главы Республики Карелия). Представляя его, Первый заместитель министра здравоохранения и социального развития Ерванд Хидишян пояснил, что законопроект подготовлен в связи с тем, что с 1 января 2008 года решение вопросов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг будет относиться к ведению субъектов Российской Федерации. Но в настоящее время эти полномочия осуществляют районные и городские власти. Поэтому, в целях использования уже отлаженных схем и во избежание срывов в предоставлении гражданам субсидий, законопроект предполагает организовать решение указанного вопроса в нашей республике в 2008 году путём наделения органов местного самоуправления  муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями по предоставлению гражданам указанных субсидий. Законопроект принят в первом чтении и работу над ним продолжат в комитете по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политике.

 

Карельский парламент внёс на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ проекты федеральных законов - «О внесении изменений в статью 369 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (законодательная инициатива Главы Республики Карелия Сергея Катанандова) и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (законодательная инициатива депутата Николая Зайкова, фракция «Единая Россия»). Первый законопроект предлагает поднять ставки налога за один игровой автомат с сумм от 1500 до 7500 рублей до 15000 – 40000 рублей. Точный размер ставки в этом диапазоне устанавливается законами субъектов РФ.

Второй законопроект предлагает, в частности, усилить ответственность за обязанности по удержанию и перечислению налогов. По информации налоговых служб, общая недоимка по налогам в бюджет и внебюджетные фонды весной этого года составляла в республике более 1 миллиарда рублей. В то же время, отсутствует административная ответственность за неуплату или неполную уплату налогов и сборов в размере, не превышающем предусмотренного ст. 199 УК РФ (не менее 500 тыс. рублей). Таким образом, в бюджет, в Пенсионный фонд, в Фонд обязательного медицинского страхования не поступают средства от налогов, что может негативно сказаться и на пенсионном обеспечении граждан, и при решении других социальных проблем – а ответственности за это недобросовестные плательщики не несут, если сумма недоимок не превышает полмиллиона рублей. По мнению Н.Зайкова, введение дополнительной административной ответственности за неуплату налогов в том случае, когда это деяние не содержит признаков уголовного преступления, должно резко сократить число неплательщиков.

 

Депутаты утвердили изменения в республиканскую целевую программу «Экология и природные ресурсы Республики Карелия на 2004-2010 годы», приняли решение о награждении Почетной грамотой Законодательного Собрания Республики Карелия, приняли депутатские запросы  А.С.Федичева (фракция Российской партии Пенсионеров) Прокурору РК О.В.Дупаку о мерах, предпринимаемых Прокуратурой Республики Карелия по устранению нарушений федерального законодательства в области недропользования и членов фракции КПРФ А.А.Меркушева и А.М.Степанова также Прокурору РК о ситуации вокруг строительства животноводческого комплекса в пос. Мегрега Олонецкого района.

 

В конце заседания перед депутатами выступил министр экономического развития РК Михаил Юринов. Он рассказал о ситуации с ценами на потребительском рынке Карелии, о мерах, которые приняло Правительство РК по недопущению дальнейшего роста цен  и ответил на вопросы депутатов. После обмена мнениями депутаты приняли решение принять к сведению информацию министра и создать рабочую группу по этим вопросам, в которую войдут представители всех фракций Законодательного Собрания.

 

По просьбе депутатов с информацией о ситуации с отоплением жилых домов и социальных объектов в городе Сортавала выступил первый заместитель председателя Государственного комитета РК по реформированию ЖКХ Авраам Склярский. Информация также была принята к сведению. Депутат Андрей Мазуровский сообщил присутствующим, что 26 октября, по инициативе фракции «Единая Россия», группа депутатов и представителей республиканских министерств и ведомств выезжает в Сортавалу, чтобы на месте разобраться с ситуацией и как можно быстрее решить возникшую проблему.

 

Вёл заседание Председатель Законодательного Собрания Республики Карелия Николай Левин.        

 

 
Пресс-служба Законодательного Собрания Республики Карелия