Наш человек в СЗПА (об итогах ХХVII-й конференции Северо-Западной парламентской ассоциации)

15 сентября 2004 г.

10-11 сентября 2004 года в Нарьян-Маре состоялась ХХVII конференция Северо-Западной парламентской ассоциации. Из одиннадцати постоянных участников Ассоциации в ней приняли участие представители законодательных органов Ненецкого автономного округа, Мурманской, Ленинградской, Новгородской, Архангельской, Вологодской, Псковской областей, а также Карелии и Коми республик.

Законодательное Собрание Республики Карелия представлял председатель комитета по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политике Николай Ершов, который выступил на конференции с основным докладом - о ходе выполнения Федерального Закона “ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Вернувшись из Нарьян-Мара, он рассказал:

- Эта тема продолжает оставаться самой актуальной для нас. 29 января текущего года здесь, в Петрозаводске, представители всех законодательных органов Северо-Запада уже обсуждали вопросы реформирования местного самоуправления, сразу после подписания Федерального Закона. Мы пытались выработать согласованные рекомендации для органов государственной власти и органов местного самоуправления, определить вектор развития местного самоуправления на Северо-Западе России и заложить основу для дальнейшего реформирования регионального законодательства. ХХV1 конференция СЗПА рекомендовала органам государственной власти субъектов Российской Федерации – членам Ассоциации определить перечень свих законов, в которые необходимо внести изменения и дополнения, предусмотрев очередность их рассмотрения.

Нам, парламенту Карелии, было дано поручение – проанализировать, как идет работа. И в Нарьян-Маре я доложил коллегам, что на всех территориях созданы рабочие группы по разработке региональных нормативно-правовых документов о местном самоуправлении, все они работают. Конечно, в силу объективных и субъективных причин, результаты получаются разные. Отметил Госсовет Республики Коми. Здесь временную комиссию возглавляет Председатель Государственного Совета Республики Коми Иван Егорович Кулаков. Комиссия составила подробную программу, которая определяет не только перечень законопроектов, но и сроки их прохождения и вступления законов в силу. В Вологодской области созданы четыре межведомственные комиссии, которые занимаются разработкой областных законопроектов по следующим направлениям: территориальная организация местного самоуправления, формирование органов местного самоуправления, разграничение муниципальной собственности, финансовое обеспечение реформирования местного самоуправления. Наши коллеги из Новгородской области намерены внести изменения в 70 законов, в том числе в 12, непосредственно регулирующих организацию местного самоуправления, и в 15 – по вопросам наделения органов местной власти отдельными государственными полномочиями. И везде активизировалась работа, связанная с профессиональной переподготовкой муниципальных служащих. Законодательным Собранием Ленинградской области принят закон «О региональной целевой программе «Реформирование государственной и муниципальной службы Ленинградской области». Цель программы – повышение эффективности государственной и муниципальной службы, оптимизация затрат на содержание служащих и развитие материально-технической базы государственной и муниципальной службы области.

У нас в Карелии созданная в свое время распоряжением Председателя Законодательного Собрания Республики Карелия рабочая группа выполнила свою функцию, на ее заседаниях была выработана концепция реформирования местного самоуправления в республике, определены основные направления будущих законопроектов. С учетом опыта Ленинградской области, разработан и принят уже в двух чтениях законопроект «О городских и сельских поселениях в Республике Карелия». В завершающую стадию вступает дискуссия по концепции законопроекта «О муниципальных районах в Республике Карелия». К вопросу об укрупнении районов, кстати, - в Ленинградской, Мурманской, Вологодской областях принято политическое решение: оставить муниципальные районы в ныне существующих границах.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа по совершенствованию регионального законодательства о местном самоуправлении на Северо-Западе имеет общие тенденции и проблемы. С одной стороны, согласованы пути и методы решения этой сложной и ответственной задачи. Уже сегодня мы можем констатировать, что число муниципальных образований на Северо-Западе в скором времени возрастет в несколько раз. Так, в Коми – с 21 муниципального образования до 240, в Архангельской области – с 27 до 250, в Вологодской – с 28 до 360, у нас в Карелии – с 19 до 110. И так далее.

С другой стороны, наиболее остро встают вопросы скорейшего принятия новых региональных законов о местном самоуправлении, разработки Уставов муниципальных образований, скорейшего законодательного урегулирования организации власти в закрытых административно-территориальных образованиях. Необходимо ликвидировать противоречия, имеющиеся в федеральном законодательстве в отношении местного самоуправления, активизировать передачу объектов собственности, в соответствии с новыми полномочиями органов местного самоуправления, создать систему подготовки и переподготовки депутатов представительных органов местного самоуправления и муниципальных служащих.

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вступает в силу с 1 января 2006 года. Он трудно принимался и до сих пор, по мнению многих парламентариев, остается «сырым». В нем нет ответов на целый ряд вопросов. Выступившая на конференции вице-спикер Собрания НАО Александра Ломакина призналась, что даже от разработчиков закона слышала противоречивые суждения о том, как поступать в том или ином случае. Как разграничить, к примеру, полномочия двух матрешечных муниципальных образований – Нарьян-Мара и поселка Искателей? В Ненецком автономном округе – сейчас уже все муниципальные образования – поселковые, проблема – как сделать теперь районные, положенные по закону? Возможное решение предложено: пусть весь округ войдет в состав Архангельской области на правах районного муниципального образования. У них же населения всего – 42 тысячи человек. Правда, площадь этого субъекта Федерации – 176 тысяч квадратных километров! Почти как вся наша республика, у нас – 180 тысяч.

Конференция обратилась в Правительство Российской Федерации с просьбой разработать подробные рекомендации по применению Федерального Закона. Это, однако, не означает, что до тех пор, когда появятся эти рекомендации, вся работа остановится. Мы обменялись опытом, договорились помогать друг другу в решении сложных вопросов. Закон принят, его надо исполнять, но надо и совершенствовать. Конференция поручила постоянному комитету по экономической политике и бюджетным вопросам СЗПА разработать методику межбюджетных отношений муниципальных образований первого и второго уровней. Этот комитет как раз возглавил представитель Ленинградской области, где активно работают с учеными, с целыми институтами, по теме «экономические основы местного самоуправления». Так что надеемся, что соседи всем нам подставят свое дружеское плечо.

Тема реформы местного самоуправления была главной, однако не могу не сказать и о другом событии, важном для нашей республики. Накануне своего десятилетия Северо-Западная парламентская ассоциация избрала нового председателя. Долгое время, два установленных срока, ее возглавлял спикер Мурманской областной Думы Павел Сажинов, сейчас он передал бразды правления председателю Законодательного Собрания Республики Карелия Николаю Левину. Это большое доверие и большая ответственность.